У разных социальных и этнических групп существуют разные представления о "своем Казахстане" - ученый - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
У разных социальных и этнических групп существуют разные представления о "своем Казахстане" - ученый

У разных социальных и этнических групп существуют разные представления о "своем Казахстане" - ученый

В Астане 3–4 октября состоится XIII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав государств.

  • 3 Октября 2016
  • 3968
Фото - Caravan.kz

В числе прочих тем будут обсуждаться и вопросы приграничного сотрудничества. Что сегодня происходит в этой сфере, на примере Восточно-Казахстанской области рассказывает кандидат политических наук доцент ВКГТУ им. Д. Серикбаева Светлана Линок.

– Светлана Альбертовна, спустя 25 лет после развала огромной страны мы видим, что наши государства стремятся к интеграции. Это на самом деле так или эксперты и лидеры стран выдают желаемое за действительность?

– Думаю, будущее за интеграционным объединением. Поскольку, с одной стороны, – это выстраивание баланса между крупными геополитическими игроками. С другой – евразийская интеграция рассматривается как противовес растущей экономической экспансии со стороны Китая. И конечно, она способствует процессу “притирки” в экономике и прагматичному принятию решений. Традиционно выгодой ЕАЭС считается формирование общего (170 миллионов человек) рынка, имеющего значительный потенциал для роста объемов внешней торговли. В этом плане хорошие перспективы открываются у бизнеса в казахстанских индустриально развитых областях, непосредственно прилегающих к российской границе. В данном случае речь идет о “дополняющей” экономике. Еще один позитивный фактор от создания ЕАЭС – мобильность рабочей силы в рамках единого рынка труда. Кроме того, РК выступит в роли окна для выхода иностранного бизнеса на единый рынок ЕАЭС.

– Один из путей интеграции – приграничное сотрудничество. Что именно надо понимать под этим словосочетанием?

– Сегодня достаточно большой разброс мнений по поводу того, что представляет собой приграничное сотрудничество. Кто-то говорит, что это торговля прежде всего, кто-то – что свобода перемещения, кто-то говорит о сотрудничестве в транспортной сфере и т. д., а кто-то – о глобальной интеграции. Приграничное сотрудничество, являясь составной частью межрегионального сотрудничества, имеет особенность – непосредственную близость к государственной границе. Поэтому для нашей области это вопрос более чем актуальный.

Новые проекты – продолжение старых связей

– Вы живете в регионе, который вплотную соприкасается с российской территорией. Как строится сотрудничество у вас?

– Это очень обширный вопрос! Здесь много направлений и подводных камней. Давайте попробуем не очень подробно пробежаться по некоторым из них.

Прежде всего, приграничные территории и с той и с другой стороны активно сотрудничали многие десятилетия. Так что новые интеграционные проекты только дополняют устойчивый формат экономических связей, с учетом новых реалий. Да и не только экономических. Население “перемешано” – существуют казахская школа в Алтайском крае, преподавание казахского языка, общие праздники, есть жители РК, имеющие российский паспорт и вид на жительство. Кроме того, “миграционные волны”, прокатившиеся по ВКО, перенесли часть населения именно в приграничные районы РФ, так что это еще и родственные связи.

В отношении населения связи не прерывались никогда, а официально все началось с того, что законодательные органы государственной власти приграничных областей в апреле 2003 года подписали соглашение о создании Международного координационного совета “Наш общий дом Алтай”. Сегодня совет реализует целый ряд трансграничных проектов большого Алтайского региона. На территории ВКО сегодня действует более 250 совместных предприятий. Налажена прямая связь между главами приграничных регионов – Усть-Каменогорска с Барнаулом, более того, с 2012 года эти города являются побратимами, что упрощает и укрепляет двусторонние контакты.

Светлана Линок

Светлана Линок

Проблемы, мешающие интеграции

– Какие есть проблемы?

– Их несколько.

Во-первых, сама структура экономики ВКО: главное в ней – крупные предприятия (“Казцинк”, УМЗ, УКТМК), которые ориентированы на мировой рынок. То есть у этих предприятий нет острой необходимости в приграничном сотрудничестве.

Во-вторых, в приграничных областях РФ такая же экономика, не взаимодополняющая нашу: много крупных предприятий, работающих на оборону и за рубеж (например, авиазавод им. В. Чкалова в Новосибирске, выпускающий знаменитые самолеты СУ). Соответственно сотрудничество в основном идет в тех отраслях, где есть взаимодополнение крупного бизнеса. Например, поставки продукции сельхозмашиностроения из РФ (Новосибирск, Барнаул) в РК, в том числе в ВКО; сельскохозяйственной продукции, например, гречка, идет из РФ в РК, пользуется повышенным спросом и не имеет значимых конкурентов; продукции пищевой промышленности.

В-третьих, традиционно говорят о качестве дорог, но сегодня это определяющей роли не играет.

Таким образом, основа есть, сотрудничество идет, но не так интенсивно, как могло бы.

Конкуренция за человеческий капитал

– Вы не однажды сетовали на то, что выпускники приграничных областей предпочитают при выборе российские институты. Как можно устранить такие перекосы?

– На данный момент никак. Не раз я уже говорила, куда в основном поступают наши восточноказахстанские абитуриенты. Это крупные научно-образовательные центры, среди которых новосибирский Академгородок и НГУ как федеральный университет, ТГУ и Томский политех в статусе национального исследовательского университета, Академгородок и федеральный университет Красноярска – это бренды, которые не “перебить”. Здесь мы – ВКО – в самом сложном положении по сравнению со всеми остальными приграничными областями РК.

Конкуренция идет за нашу ценность – человеческий капитал. Российские вузы дают существенно больше по сравнению с казахстанскими бюджетных мест, предоставляют общежитие, сохранили подробный классификатор специальностей и специалитет, что немаловажно в глазах родителей, реально определяющих выбор выпускников школ.

Это, скажем так, техническая проблема, а есть и содержательная: усиливается фрагментация общества, когда у разных социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и прочих групп существует представление о “своем Казахстане”.

Опасность представляет то, что разрыв между этими группами существенно увеличивается, а это в перспективе может заложить основу для серьезных конфликтов.

Программы, направленные на формирование гражданской идентичности, очень важны для поддержания жизнеспособности государства. Они призваны обеспечить интеграцию граждан “поверх” этнических, религиозных, языковых и других границ, чтобы общество разделяло общие ценности, идеи, представляло бы собой общую идентичность.

А мы убираем социально-гуманитарные предметы из числа обязательных…

Что поможет решить проблемы

– До настоящего времени у нас нет закона о приграничном сотрудничестве. Нужен ли такой закон на деле?

– Думается, нужен закон о приграничном сотрудничестве, так как имеются неурегулированные вопросы – у акиматов нет полномочий, чтобы выстраивать приграничную политику самостоятельно. Возможно, необходимо делегирование им части полномочий, чтобы регионы сами создавали взаимосвязи, не нарушая законодательство.

– На одном из “круглых столов” вы сказали, что, к сожалению, нет информационного сопровождения интеграционным инициативам. Как это можно исправить, на ваш взгляд?

– Информационное сопровождение необходимо, причем не среди экспертного сообщества, а надо пустить информацию в массы и прежде всего направить ее на молодежную аудиторию, потому что молодежь часто не знает, что такое ЕАЭС. Они в принципе не имеют представления об этом интеграционном объединении. Это говорит о том, что нет информации, которая бы их заинтересовала. Условно говоря, нет информации в Интернете, они же газет не читают, в телевизор не заглядывают. Если информационное сопровождение идет только по традиционным каналам, значит, сегмент молодежи мы потеряли.

Может, это будут короткие ролики в соцсетях, может, экспертные сообщества, центры возьмут на себя роль транслятора, иначе информация теряется. А на молодежную аудиторию их будут транслировать через образовательные программы.