Чиновники, в том числе из министерства здравоохранения, предлагают полностью запретить табачные изделия нового типа, но оставить привычные сигареты. Вопрос о запрете вейпов поднимается в немалой степени из-за того, что якобы подростки и даже дети повально «парят». Казалось бы, вполне достаточная причина для беспокойства. Однако с этой инициативой не все так гладко.
Эксперты, представляющие как гражданское общество, так и табачную индустрию, рассказали, сколько курят казахстанцы сейчас и почему в Министерстве здравоохранения ошибаются.
Бахыт Туменова, глава ассоциации «Денсаулық», заявила, что министерства здравоохранения и просвещения фактически прекратили заниматься профилактической работой среди населения, хотя исправно получают на это бюджет. Активисты жалуются, что никто не работает с детьми и подростками, даже нет ни одного баннера с социальной рекламой, которая рассказывала бы о вреде вейпов. Уполномоченные органы по правам ребенка также не уделяют должного внимания этому вопросу.
Виноваты, конечно, не только они, но и родители несовершеннолетних курильщиков. Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма, предлагает законодательно ужесточить ответственность отцов и матерей. Подобные меры, по ее мнению, заставят родителей тщательнее следить за тем, куда дети тратят карманные деньги и как проводят время. Кроме того, г-жа Батталова считает, что необходимо обучать казахстанских родителей разговаривать, ведь многие взрослые зачастую не могут объяснить ребенку вред курения или считают его настолько очевидным, что не видят в этом необходимости.
Не говоря о том, что в Казахстане есть множество вопросов, которые буквально касаются жизни и смерти.
Светлана Романовская, глава Лиги потребителей Казахстана, отметила, что вопрос вейпов не должен быть настолько приоритетным для Казахстана. Все потому, что от усиливающегося с каждым годом загрязнения воздуха и проблем с получением медицинской помощи с каждым годом умирает все больше казахстанцев – статистика говорит о росте числа смертей на десятки и даже сотни тысяч ежегодно.
«У нас в больницах бардак, с ОСМС бардак, а мы занимаемся вейпами», — поддержал ее активист Рафаэль Гасанов.
Отдельно г-жа Романовская раскритиковала процесс принятия подобных решений.
«Там айтыс идет, там байга», — так она описала заседания чиновников.
По ее словам, принимать решения депутатов заставляет «большая толпа кричащих женщин», зачастую многодетных матерей, которые приходят на открытые встречи и начинают громко выдвигать свои требования. Из-за этого фокус внимания законодателей смещается на менее важные вопросы.
Другая проблема «громких людей»: нередко их аргументация сводится к тому, что надо запретить все вейпы, потому что их дети-подростки курят, однако в таком случае ущемляются права взрослых курильщиков.
«Говоря о потребителях-детях, надо говорить и о потребителях-взрослых», — заявила г-жа Батталова.
Дело в том, что эксперты сошлись во мнении, что вейпы намного безопаснее для организма человека, что уже подтвердили многие ученые. В этом с ними согласны и сами курильщики, которые перешли с традиционного табака на вейп. Некоторые даже пришли, чтобы рассказать об этом. Они дружно сказали, что после смены у них пропали одышка и мокрота, улучшилось физическое состояние. Несмотря на то, что вейпы все еще вредны, их влияние заметно меньше, чем у сигарет.
Подобное «продавливание криками» приводит к тому, что
депутаты не всегда запрашивают достоверную статистику, которая подтвердила бы необходимость принятия подобных решений.
«Зачем было заказывать дорогое исследование у «Маккинси», если вейпы запретили просто так, не опираясь на данные?» — таким вопросом задалась г-жа Романовская.
Статистики по курению среди несовершеннолетних тоже нет, поэтому эксперты критикуют Минздрав за поспешное решение. По их мнению, чиновникам сначала стоило бы разобрать в текущем положении дел.
Минздрав подвергся критике и за то, что фактически, по словам экспертов, остановил процесс принятия технического регламента на новые виды табачных изделий. Регламент должен регулировать упаковку, дозировку, состав, способы продажи и другие подобные нюансы, как это происходит с обычными сигаретами. Сейчас в Казахстане это никак не регулируется. При этом многие предприниматели готовы следовать правилам продажи вейпов, чтобы купить их могли только взрослые. Но правил нет.
Ассоциация операторов курительного рынка в лице Малики Цхай также заявила, что готова взять ответственность за саморегулировку на данном рынке, и предложила продавать вейпы только в специализированных магазинах. Еще одно предложение ассоциации – запретить доставку новых видов табачных изделий на дом к потребителям.
Акалиев Амиржан из ассоциации «КазАлкоТабак» поделился шокирующей информацией: большинство продавцов не подозревало, что вейпы относятся к табачной продукции и их надо убирать с витрин, а также продавать только лицам старше 21 года. Представителям ассоциации приходится самостоятельно вести просветительскую работу.
«Наши волонтеры за 5 месяцев обошли 3 тысячи точек из 75 тысяч по стране, 80 % продавцов убрали открытую выкладку и стали спрашивать удостоверение», — рассказал г-н Калиев.
К тому же у Казахстана не хватит ресурса для контроля за соблюдением закона, если его примут. Контрабанда систем парения уже сейчас происходит в крупных масштабах, и решить эту проблему не удается. Большинство ярких электронных устройств для курения, упаковка которых привлекает внимание детей, попали в страну нелегально из-за рубежа.
«Я знаю точно, что запрет не сработает, это будет теневой рынок, контрабанда. Вы потребление до 21 года не можете контролировать, как собираетесь по всей стране за этим следить?» — заявила г-жа Романовская.
Еще одной возможной причиной введения запрета эксперты называют возможное «сигаретное» лобби в правительстве. Рынок традиционного табака потерял 12 % объема только за прошлый год, так что крупные производители могли попытаться продавить свои интересы через чиновников.
В завершение круглого стола присутствовавшие подписали резолюцию, которая будет направлена президенту РК Касым-Жомарту Токаеву.