С заботой о ближнем
Осужденный Захар (имя изменено) свой 11-летний срок за убийство отбывал в учреждении максимальной безопасности ИЧ 167/2 г. Шымкента. Когда вынесли приговор, особо на болезни он не жаловался. Но годы, проведенные в заключении, сделали свое дело – здоровье начало резко ухудшаться. В начале 2017 года Захар стал постоянным обитателем медсанчасти учреждения. Обращался к руководству лазарета для оформления инвалидности. Но ответа не получил. В начале 2019 года вновь стал просить врачей провести ему полноценное обследование. И тогда начальник медицинского отдела 26-летний Нуртаза КАЛЫМБЕТОВ предложил ему посодействовать в установлении нужного диагноза. Как впоследствии объяснит сам начмедотдела, на этот шаг он пошел только из желания помочь осужденному.
– Я подумал, что если у Захара установят инвалидность, он будет получать пенсию. А значит, у него будут средства к существованию. И повторного преступления он уже в будущем не совершит, – объяснял врач.
Однако, даже по признанию начальника медотдела колонии, в медико-социальной экспертизе (МСЭ) инвалидность устанавливают только за деньги. О чем Калымбетов сразу и предупредил Захара.
– Инвалидность III группы будет стоить примерно 200 тысяч тенге. Мне ничего не нужно, всё комиссии уйдет, – сказал врач.
Захар согласился и уверил, что родственники ему помогут. Нуртаза вызвал работающего в этом же отделе врача-фтизиатра Тимура БЕКТЕМИРА, который был накоротке с руководителем районного отдела МСЭ. Попросил помочь получить деньги от родственников осужденного и передать их начальнику МСЭ. Бектемир согласился.
Сначала тело, потом деньги
В течение недели Бектемир связался со своим знакомым, начальником МСЭ № 6 Даулетом ШЕГЕЛОВЫМ. Выяснил, что инвалидность III группы будет стоить не 200, а 150 тысяч тенге. Но Шегелов подчеркнул – оформлять инвалидность будут только после обследования больного, чтобы полностью убедиться в его болезненном состоянии.
Об этом Бектемир сообщил своему начальнику Калымбетову. Тот начал собирать медицинские документы на Захара и готовить его к освидетельствованию. Комиссия МСЭ была запланирована на 19 апреля. Заодно он предупредил родственников Захара о том, чтобы собирали деньги. Сообщил, что сразу же после экспертизы за деньгами придет посланник – Тимур Бектемир. Договорились о месте и времени встречи.
19 апреля члены медико-социальной экспертизы обследовали Захара и присвоили ему инвалидность III группы.
Калымбетов специально встретился с начальником МСЭ Шегеловым и получил от него подтверждение, что все договоренности в силе. В тот же день врачи колонии позвонили родственнику Захара и назначили встречу для получения денег.
Между тем родственник заключенного деньги собрал. Но после недолгих раздумий сообщил обо всем еще и в антикоррупционную службу. В АКС немедленно были организованы оперативные мероприятия с прослушкой и слежкой за подозреваемыми медработниками.
На родственника Захара надели микрофон. Ему было поручено продолжать имитацию преступных действий, передавая взятку врачам.
На ловца и зверь бежит
20 апреля ничего не подозревающий Тимур приехал к указанному по договоренности месту и получил от родственника Захара 150 тысяч тенге. Но не успел он обрадоваться удачно проведенной комбинации, как был взят сотрудниками антикоррупционной службы.
Ему быстро объяснили суть обвинения, и он тут же во всем признался, покаялся и выразил желание оказать сотрудничество следствию. Даже написал заявление на имя начальника департамента АКС Шымкента. В нем подробно рассказал о том, как руководитель медотдела Калымбетов подбил его пойти на преступление.
Максимально оперативно было оформлено изъятие маркированных денег, подписан протокол и соблюдены нюансы задержания.
Операция продолжилась, теперь уже с участием Тимура. На него надели микрофон с миниатюрной видеокамерой, вернули меченые деньги. Взятку поручили передать Калымбетову. Бектемир отправился на задание. Своего подельника он нашел в кафе “Ладушки”. Тот отмечал семейное торжество. Вызвал его в фойе, передал деньги. Слепой старик отбывает срок в казахстанской тюрьме: его отказываются освобождать
Калымбетов удивился: “Зачем ты эти деньги мне привез? Почему сразу своему знакомому из МСЭ не отдал?”.
Тимур нервно ответил, мол, сами свои дела решайте: “Я договорился, всё сделал. Теперь свое хочу получить”.
Калымбетов спорить не стал и отдал Тимуру его долю. Начальника медотдела взяли прямо в кафе. Он быстро все понял и пожелал сотрудничать со следствием. Написал заявление, теперь уже на Шегелова. Всё опять повторилось. Калымбетов с деньгами, спецаппаратурой и заданием от антикоррупционной службы позвонил начальнику МСЭ. Сказал, что готов. Шегелов сразу же приехал в кафе за взяткой и был взят с поличным.
На скамье подсудимых
На троих врачей возбудили уголовные дела. Нуртаза Калымбетов и Тимур Бектемир был обвинены как соучастники в даче взятки. Даулет Шегелов – за получение взятки. В суде они раскаялись и попросили прощения.
Шегелов заключил сделку со следствием и получил наказание в виде штрафа в 30-кратном размере от взятки на общую сумму 4 миллиона 500 тысяч тенге, с пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления.
Нуртаза Калымбетов был признан виновным в даче взятки и был приговорен к наказанию – штрафу в 20-кратном размере от суммы взятки – 3 миллионам тенге.
Действия врача-фтизиатра Тимура Бектемира суд переквалифицировал с “передачи взятки” на часть 1 статьи 368 “посредничество во взяточничестве”. Он отделался 5-кратным штрафом в 750 тысяч тенге.
Пока остается неизвестным, получил ли Захар свою инвалидность.
ШЫМКЕНТ