Недавно популярный казахстанский певец Димаш Кудайберген сделал признание о своем отношении к шоу-бизнесу, которое обсуждали многие поклонники его творчества. Он отметил, что за последние шесть лет в его жизни случилось много важных событий, они произошли после того, как победа на "Славянском базаре" подарила ему путевку в музыкальную жизнь.
"Одним из главных этапов за эти годы стало сотрудничество с Игорем Крутым. Многие думают, что у нас с ним контрактные обязательства. Это не так. Мы работаем на доверии: он пишет песни, я исполняю. Очень рад нашему знакомству, ведь таких уникальных профессионалов мало. Сейчас шоубиз, как мне кажется, теряет свою самую важную составляющую – искусство. Исполнители не стремятся к высокоинтеллектуальной музыке, песни становятся проще", — посетовал певец.
Журналист Тамара Вятская, которая в 2015 году брала первое интервью у Димаша на "Славянском базаре", спросила, изменилось ли его представление о шоу-бизнесе за шесть лет. На этот вопрос он ответил, что по своей природе считает себя скорей творческим деятелем, нежели представителем шоу-бизнеса.
"Честно говоря, мне он никогда не нравился, – сказал певец, – но я безгранично влюблен в музыку. Просто в современном мире одно без другого не может существовать, поэтому я давно привык к шоу-бизнесу".
Разочарование в шоу-бизнесе Димаша вполне имеет место быть, ведь, по мнению многих, казахстанский шоу-бизнес сейчас находится в упадке. Кроме того, ряд отечественных знаменитостей неоднократно высказывали мысль, что казахстанцы не понимают музыку Димаша. Редакция медиа-портала Caravan.kz выяснила, так ли это.
"Казахи не доросли до музыки Димаша Кудайбергена"
Известный казахстанский актер Кайрат Адилгерей в интервью YouTube-каналу Qasqa Jol высказался на тему музыкальных вкусов казахстанцев, вспомнив историю с продюсером Багым Мухитденовой, которая в свое время раскритиковала Димаша Кудайбергена.
«Разговоры о том, что в Казахстане не признают таланты. Я не знаю, — отметил актер. — Это не Багым Максатовна не признает Димаша, это казахи в целом сейчас не признают его, даже несмотря на то, что он на пике своей популярности. Им не нужно искусство Димаша. Почему? Потому что у нас нет музыкальной грамотности, нет надлежащего уровня. Даже если он прославляет казахов на весь мир, мало кто может слушать музыку на его уровне. Потому что неграмотные певцы затыкают наши уши своей музыкой. Прославляют свои легкие песни. Если бы мы слушали симфонические, хорошо написанные песни по радио и телевидению, то и уровень музыки вырос бы. Тогда они будут знать цену таланту. Артисты формируют вкус».
При этом актер убежден, что Багым Мухитденова тогда дала справедливую оценку выступлению Димаша Кудайбергена на музыкальном шоу 2014 года, поскольку Димаш постарался показать одной песней все свои певческие способности, а в каждой песне должен быть стиль. Об этом и сказала Багым Максатовна.
"Все, что делает молодежь, вызывает рвотный рефлекс у старой школы"
Не так давно корреспондент нашего издания поговорил с двумя экспертами в музыкальной среде, преподавателями вокала и исполнителей — Гульбаршин Мурзагалиевой и Линаром Гиниатуллиным. Речь шла о феномене молодых казахстанцев в современном шоу-бизнесе и о том, каких успехов они сейчас добиваются.
"Когда ты выделяешься из серой массы, когда у тебя есть что-то новое, что может повлиять на всю музыкальную культуру Казахстана, у нас это могут назвать уятом или чем-то неправильным, чего якобы не должно быть вообще, — отметила Мурзагалиева. — Они гасят этих людей. А что остается таким талантливым молодым людям? Они замыкаются в себе, многие становятся неуверенными, в них подавляют все творческие амбиции. Есть товар — есть спрос. Но чем больше людей пропагандируют фонограмму и тойские песни, тем больше на них будет спрос. Так и воспитывается слушатель.
Димаш Кудайберген – это такой мощный и наглядный толчок, который дал понять, что «ребят, вы не понимаете и не уважаете талант и отличающихся талантливых людей. Вы их гасите, вы их обливаете — извините за выражение — говном. Мы будем валить отсюда, мы будем делать карьеру в другой стране». Но и то, уехав в другую страну, Димаш прославляет Казахстан. И тут же все начали: «Ой, это наш артист, это наш казах, наш мальчик». А до этого кому он был нужен? Когда его обзывали, говорили, что он «пищалка» и «девочка»? Мышление нашего творчества, нашей казахстанской культуры — оно смотрит немного не в ту сторону. Оно гасит талантливых людей, у которых не всегда есть возможность раскрутиться.
Следующий собеседник — Линар Гиниатуллин — в свою очередь высказал солидарность с позицией Димаша, что нынешний шоубиз вызывает лишь удручающие ощущения.
Да, я вполне согласен с той позицией, что высказал Димаш. Да, понимание профессионализма сегодня меняется. Все, что делает молодое поколение… я уверен, что у представителей старой школы на этот счет есть четкое убежденное мнение, что все это вызывает у них рвотные позывы… но ведь это имеет право на существование. Блогеры и начинающие артисты по-своему понимают музыку, по-своему понимают обработку нот, по-своему понимают аранжировку.
— Что касается шоу-бизнеса, то, пожалуй, он и вправду в упадке. И это состояние — такое, наверное, уже постоянное. Многие не видят каких-то знаков для того, чтобы он, шоу-бизнес, вышел из этой стагнации, потому что нет хороших авторов, или их очень мало. Очень мало песен, хитов, которые бы запоминались. Ну, или что-то есть, но этого тоже очень мало. В целом отрасль переживает застой, — поделился Линар Гиниатуллин.
«Ninety One» оказали больше влияния на казахстанскую поп-индустрию, чем Димаш Кудайберген
В начале этого года преподаватель КазНУ, специалист по маркетингу и PR Куат Домбай отметил, что Q-pop группа «Ninety One» задолго до Димаша Кудайбергена создала феномен казахстанской поп-музыки. Поводом для высказывания послужила статья в англоязычном издании Би-би-си, где рассказывалось о популярном не только в Казахстане бойз-бэнде «Ninety One» и о жанре Q-pop, родоначальником которого стала эта группа.
Издание отмечает, что группа стала известна не только благодаря своей музыке. Андрогинный вид ее участников, то есть сочетающий мужские и женские черты, такие как удлиненные волосы, гайлайнер (guy-liner, мужская подводка для глаз) и макияж, стал вызовом для довольно консервативного Казахстана и распространенных в нем гендерных стандартов. Многие казахстанцы до сих пор активно критикуют этих музыкантов.
Тем не менее у г-на Домбая на этот счёт своё мнение. Он считает, что группа «Ninety One» породила феномен качественной казахстанской поп-музыки, которая потеснила рынок ширпотреба, вывела на новый уровень музыкальную индустрию и перевела это в формат высококлассного шоу. Группа «Ninety One» создала волну новой казахстанской поп-музыки, из которой родились такие прекрасные исполнители, как Moldanazar, Dаrkhan Juzz и многие другие.
Также Куат Есенжолович вспоминает, как несколько лет назад проходил концерт с участием российских исполнителей, на разогрев которого пригласили «Ninety One». Тогда на концерт пришли около 20 тысяч человек, но после выступления «Ninety One» толпа «рассосалась», оставив полупустой зал и российских исполнителей.
"Таланты уровня Димаша в Казахстане обречены"
Примечательно, что мысли об отчуждении Димаша от казахстанской сцены высказывают не только популярные персоны, но и рядовые слушатели. Некоторые пользователи отмечали, что в Казахстане талантливым артистам делать нечего, поэтому они и уезжают за границу. Также звучат мнения, что казахстанская аудитория не способна дать такую же славу и узнаваемость артисту, как на Западе.
Больше всего Димаша слушают не в Казахстане
Напомним, 14 июня 2019 года альбом Кудайбергена под названием «iD» стал платиновым меньше чем за минуту, а за последующий час этот результат был утроен. Такой результат оказался возможен благодаря огромной поддержке китайских фанатов, которые повлияли на продажу альбома.
В том же году наш корреспондент выпустил материал о продаже музыки Димаша в Китае. Как оказалось, в Поднебесной есть два доступных сервиса, где размещаются эти аудиофайлы — QQ Music и Kugou. На каждом из них пластинка «iD» оценена в 12 юаней, что равняется 790 казахстанским тенге. Сейчас только на QQ Music продано 288 963 копии альбома, а на Kugou — 3319.
Кроме того, на первом сервисе у Димаша опубликовано 108 авторских синглов, 16 альбомов и 103 музыкальных видеоклипа, как официальных, так и с живыми выступлениями. Общее число подписчиков его аккаунта составляет более 564 тысяч. Такую разницу в цифрах можно объяснить тем, что, вероятно, основную часть слушателей Кудайбергена до сих пор составляет китайская аудитория.