У Геннадия Головкина могут возникнуть проблемы с бизнесом - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
У Геннадия Головкина могут возникнуть проблемы с бизнесом

У Геннадия Головкина могут возникнуть проблемы с бизнесом

С лета этого года название молодого карагандинского предприятия – обогатительной фабрики “KAZ Феррит” – то и дело появляется в топе местных новостных лент. В период карантина, бедный на информационные поводы, впору бы радоваться, да только новости, связанные с этой фабрикой, оптимистичными назвать никак нельзя.

  • 11 Сентября 2020
  • 1845
Фото - Caravan.kz

Бизнесмены судятся – у рабочих проблемы

В минувший понедельник на территории фабрики “KAZ Феррит” собрались представители всех местных и республиканских средств массовой информации. Руководство предприятия пригласило их для того, чтобы наглядно показать масштаб возникшей проблемы – 180 человек могут остаться без работы и средств к существованию в самое ближайшее время. Но ответ на самый простой вопрос – почему, оказался не так прост.

К 11 часам на площадке перед заводом собрался почти весь коллектив – около 100 человек. В рабочих робах, касках и неизменном атрибуте карантинных будней – масках.

С плакатами в руках: “Не отбирайте нашу работу!”, “Не позволим остановить фабрику!”, “Останемся без хлеба?!” – люди охотно делились переживаниями с работниками пера и микрофона.

– Вот как нам сейчас остаться без работы? – задала риторический вопрос лаборант Татьяна ЧЕРНАЯ. – У всех дети, кредиты. Да еще и такой момент тяжелый: пандемия, карантин только-только ослабили. Мы с мужем работаем вдвоем, один сын получил образование, но без стажа на работу его никуда не берут. Второй учится в колледже. За всё нужно платить. Я не знаю, как мы будем жить, если часть фабрики снесут.

Работница “KAZ Феррита” Ольга ВЕДМЕР рассказала, что трудится на фабрике с момента ее основания:

– Она была запущена в июле 2016 года. Сейчас пришли вторые собственники, и при них мы стали работать в полную силу. У нас стабильная работа, хорошие заработки. Даже в карантин мы не останавливали производство. Наша фабрика производит угольный концентрат для производства кокса. Продукция экспортируется в Россию, где пользуется большим спросом. Заработные платы здесь высокие, в среднем около 300 тысяч тенге. Нам создали условия: развозят людей на автобусах на работу и с работы, питание в столовой бесплатное, очень хорошее. И вот сейчас нам говорят, что комплекс углеподготовки и строящееся здание сушки нужно демонтировать. Предприятие остановится, мы не сможем работать!

Снести, и никаких гвоздей!

Здесь же находилось руководство предприятия, а также многочисленные представители акимата города.

Провести полноценную пресс-конференцию на сквозном ветру, под шум работающей фабрики – дело нелегкое. А потому мероприятие вышло несколько сумбурным.

В окружении микрофонов, диктофонов и камер директор ТОО “KAZ Феррит” Иван НАЗАРЕНКО пояснил, что на этой неделе по решению суда должны быть демонтированы несколько жизненно важных для предприятия строений.

– Сушильный цех и цех углеподготовки стоят на земельных участках, принадлежащих другому юридическому лицу, – объяснил руководитель. – Но без них предприятие не сможет работать. Мы узнали о том, что часть завода расположена на земельных участках, находящихся в чужой собственности, недавно. В этом году ТОО “СВХ-Портал” подало на нас в экономический суд, и только там мы выяснили, что землю, на которой стоят отдельные здания фабрики, это ТОО в прошлом каким-то образом оформило в долгосрочное пользование на себя, поэтому теперь требует освободить. Суд поддержал требования истца,

25 июля было вынесено решение о демонтаже зданий в течение 45 дней. 28 августа сюда приезжали судебные исполнители и дали нам срок до 9 сентября. Поэтому мы были вынуждены обратиться в суд, акимат, чтобы не допустить этого.

Иван Михайлович утверждал: есть доказательства того, что вся земля под фабрикой и вокруг нее в момент строительства была единым участком, который входил в проект. Когда и каким образом вдруг произошел раздел, он не знает.

– Но, согласно правилам, должно было производиться согласование со смежными землепользователями, – заявил он. – Но они, поправ все наши законные права, обошли это правило и зарегистрировали землю на себя.

Акимат рулит

Представители местной исполнительной власти оказались более осведомлены о подробностях произошедшего. Поэтому вскоре внимание журналистов переключилось на чиновников.

Заместитель акима Караганды Нурлан БИКЕНОВ пояснил, что к плачевным последствиям привели разногласия между собственниками фабрики. А теперь акимат вынужден вмешаться, чтобы не допустить остановки перспективного производства.

Заведующий сектором правовой работы отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Диас БАЙДИЛЬДИН конкретизировал проблему:

– Вот стоит завод, который принадлежит “KAZ Ферриту”. Вся прилегающая к нему территория в 2017 году, то есть через год после оформления “KAZ Феррита”, была предоставлена ТОО “СВХ-Портал”. В августе комитетом по водным ресурсам, в компетенции которого рассматривать вопрос о законности предоставления земельных участков, была проведена проверка, по результатам ее в адрес акимата и отдела земельных отношений предписано устранить допущенное нарушение путем возврата земельного участка в государственную собственность.

Как сообщили представители акимата города, уже сейчас подан судебный иск, на основании которого они смогут остановить действия судебных исполнителей.

– Сначала мы вернем эту землю в собственность государства, а затем решим, что сделать, чтобы предприятие могло беспрепятственно работать дальше, – поделился планами Нурлан Бикенов. – Если земля будет в госсобственности, то в любом случае предоставлением участка будет заниматься комиссия. Но сносить часть фабрики и останавливать действующее производство мы не дадим.

Впрочем, нынешние владельцы участков, по их признанию, сноса завода тоже не хотят. Однако другого выхода не видят.

– Мы – собственники, у нас тоже есть работники, – поделилась своим видением проблемы представитель ТОО “СВХ-Портал” Алма МАШАНОВА. – Мы хотим извлекать прибыль и говорим: давайте заключать договор аренды. И пользуйтесь. Но нам не идут навстречу.

Дело ясное, что дело темное

А ведь открывалась обогатительная фабрика ТОО “KAZ Феррит” 5 июля 2016 года с помпой – с торжественным перерезанием ленточек, речами руководства и высоких гостей.

В пресс-релизе было указано, что мощность нового предприятия составляет 500 тысяч тонн в год. Инициаторами строительства выступили местные предприниматели. В качестве партнера выступило ТОО “Самрук-Қазына Инвест”, которое инвестировало проект на сумму 659 миллионов тенге путем вхождения в уставной капитал.

Соинвестором выступил чемпион мира по боксу, уроженец Карагандинской области Геннадий Головкин.

Тогда было заявлено, что фабрика будет осуществлять обогащение угля экибастузских и карагандинских месторождений с применением “зеленой технологии” оборотного водоснабжения.

О том, что означает обещанная “зеленая технология”, карагандинские экологи поняли летом этого года, когда жители соседнего с предприятием поселка Курьяновка стали закидывать инстанции жалобами на то, что протекающая здесь речка Веснянка почернела от сбросов. А проверка показала, что фабрика осуществляет незаконный сброс сточных вод на рельеф местности. В пробах воды и почвы было обнаружено превышение допустимого содержания взвешенных частиц, сульфатов и хлоридов.

За это на ТОО “KAZ Феррит” наложили штраф – 69 450 тенге. Кроме того, ТОО “KAZ Феррит” обязали прекратить сброс технической воды со шламом, а также разработать план мероприятий по восстановлению нарушенных земель.

Тогда же к административной ответственности за несоблюдение экологического законодательства также привлекли руководство 2 соседних предприятий, одним из которых было ТОО “СВХ-Портал”.

Связаны ли эти события с нынешней ситуацией, остается только гадать. То же самое относится к ответу на самый актуальный вопрос: каким образом был разделен земельный участок под фабрикой? Впрочем, уже не единожды карагандинские общественники озвучивали мысль: земельный вопрос очень сильно портит карагандинских чиновников.

Караганда