Тюркская альтернатива - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+18 °C
Алматы
2024 Год
23 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тюркская альтернатива

Тюркская альтернатива

Мировой финансовый кризис, постепенно переходящий в замедление развития мировой экономики, сотряс идеологические основы современного капитализма.

  • 15 Декабря 2008
  • 2891
Фото - Caravan.kz

Сегодня у многих мыслящих людей идея свободного, либерального рынка, глобализации ресурсов и капитала вызывает закономерное сомнение. Отсюда появляются и различные рецепты спасения от надвигающегося экономического и социального коллапса. На днях с одной из таких концепций нового мирового порядка, возможного на пространствах Евразии, выступил известный казахстанский ученый и общественный деятель академик Ерментай Султанмурат.
Ерментай Султанмурат — президент Всемирной Ассамблеи Тюркских народов, академик международной академии информатизации, организатор экономики. Он ярый приверженец идеи самобытного исторического пути Казахстана и единения тюркских народов мира, идейного течения пантюркизма. Эти идеи он последовательно отстаивает в своих выступлениях и научных трудах, таких как «Казахстанский вариант народного капитализма», работе «Трансформация мира», «Национальная идея народа Казахстана».
Его пресс-конференция в Алматы была приурочена к выпуску книги «Тюркский пояс стабильности», написанной совместно с известными деятелями пантюркистского движения татарским ученым Рафаэлем Мухаметдиновым и узбекским философом и экономистом Бахтиером Каримовым. В ней идея общетюркского экономического и политического единства, создания условий для консолидации тюркского мира получила дальнейшее развитие.
Появлению этой концепции развития тюркского мира сегодня способствуют ряд факторов.
— Мир сегодня начал входить в зону влияния глобальных природных, экономико-политических, гуманитарных катаклизмов, — сказал Ерментай Султанмурат. — Одним из них является начавшаяся китайская и ожидающая свой час индийская экономико-миграционные экспансии, способные, «впитав» в себя весь Туркестан, оказаться через Дарданеллы и Московию в Европе. Этот фактор способен неузнаваемо изменить облик мира и будет иметь непредсказуемые последствия для земной цивилизации.
Для сохранения и продолжения нынешнего эволюционного развития стран евразийского континента необходимо создать тюркский пояс стабильности Евразии в лице Союза центрально-азиатских (СЦАР) — Содружества Тюркских государств (СТГ). Однако ввиду близорукости отдельных внутритюркских и внешних сил формирование его затягивается. В этих условиях, следует взяться за любые возможные легальные пути интеграции народов и экономик центрально-азиатских республик (ЦАР).
В частности, считает академик, Казахстану необходимо приступить к организации особых экономических районов — ОЭР на границе с Кыргызстаном и Узбекистаном. В ОЭР, вновь созданные и реорганизованные предприятия, а также те, которые добровольно решат работать здесь на новых условиях, следует передать в аренду трудовым коллективам, состоящим из представителей народов ЦАР, для последующего выкупа ими за счет прибыли.
В выкупленном предприятии, т.е. предприятии собственности работников (ПСР), каждый работник будет иметь долю, пропорциональную полученной им зарплаты в период, когда шел выкуп предприятия. Эти ПСР обязаны входить в состав корпорации, оказывающей им содействие в маркетинге, сбыте, снабжении и в управлении.
ПСР будет производить конкурентоспособные дешевые и качественные товары, поскольку работники являются собственниками — работают для себя.
Именно с таких предприятий «народного капитализма», по идее академика, начнется единение народов ЦАР, поскольку в них, наряду с казахстанцами, будут работать и станут совладельцами узбеки, кыргызы, туркмены, таджики, турки, уйгуры, каракалпаки и представители других тюркских и иных народов. Только таким путем, считает Е. Султанмурат, наша экономика станет конкурентоспособной китайским товаропроизводителям, работники — состоятельными и экономически независимыми, и только тогда начнется основательное единение народов ЦАР.
— Наше предложение по организации ОЭР расмотрено в Администрации Президента Казахстана и одобрено его экспертами в сентябре месяце этого года, — сказал Е. Султанмурат. — Несмотря на то, что реализация проекта не требует особых затрат, она принесет весомый экономический и политический результат, которого иначе никак мы не сможем достигнуть. Таким образом, осваивая народный капитализм в особых экономических районах, распространяя данный опыт у себя и во всем Туркестане, мы сможем из нынешнего экономического кризиса выйти обновленными. И Казахстан, запустив процесс создания «тюркского пояса стабильности» Евразии, с достоинством приступит к председательствованию в ОБСЕ.
Правда, по-настоящему «тюркский пояс стабильности» может полноценно реализоваться и служить объявленным целям, если у тюркских народов будут воссозданы:
— обновленное общетюркское мировоззрение — тюркская философия, способная сплотить и нацелить народы высоким целям — возрождению процветающей тюркской цивилизации;
— общий язык ортатюрк — анатюрк, позволяющий создать общетюркское культурно-информационное поле;
— принят тюркский путь общественного развития, основанный на дахабической демократии и народном капитализме (дахабическая демократия — это, в буквальном переводе, «мудрое народное самоуправление», разработанное идеологами пантюркизма — прим.авт).
— Только СТГ, ставшее на путь такого развития, будет политически и экономически способным стать поясом стабильности Евразии и откроет путь в новую общественную формацию — реформированный капитализм, — уверен Е. Султанмурат. — Классический капитализм изжил себя в собственном доме — на Западе, не оправдал себя в постсоветских государствах. Поэтому весь мир хочеть реформировать капитализм. А мы, пока они думают, начнем осуществлять тюркский вариант обновленного капитализма.
Его мнение полностью поддержали участвовавшие в пресс-конференции Ахмет Догдуран, общественный деятель Турции и Казахстана и Бахытжан Избасар, руководитель аппарата Ассамблеи Тюркских Народов
Делу создания пояса стабильности Евразии, по мнению выступавших, может служить и городок Туран — историко-культурный центр тюркских народов, формируемый в настоящее время между городами Шымкент и Ташкент, на Шелковом пути.
— Во всех наших начинаниях мы нуждаемся в поддержке, в том числе финансовой, и сотрудничестве со всеми сочувствующими нашим идеям общественными силами — признался Е. Султанмурат. — Полагаем, что, идея создания тюркского пояса стабильности найдет поддержку у всех здравомыслящих людей, в ООН, ЕС, США, РФ, в других странах, и великий китайский, индийский народы отнесется к ней с пониманием.
Идеология пантюркизма, как реальной альтернативы исторического пути для Казахстана, отстаиваемая Е. Султанмуратом, вызывает неоднозначное отношение.
С одной стороны, безусловно хорошо, что политическая и философская жизнь в Казахстане не дремлет и ищет пути избежать кризиса. С другой — путь, предлагаемый Е. Султанмуратом и его единомышленниками, изобилует многочисленными нерешенными проблемами и сложностями, порожденными как историческими причинами, так и современными реалиями.
Что, например, может служить основным «цементирующим» фактором такого общетюркского единства? Язык? Но сегодня многие тюркоязычные страны и народы так далеко ушли от своего «праисторического» языкового «корня», создали свои собственные языки, что почти не понимают друг друга…
Может быть, единство политического строя и целей? Но сегодня к тюркскому миру относятся самые разные государства и этнические группы, которые в этом отношении совершенно не похожи друг на друга. Есть тюркоязычные народы, имеющие свою государственность — Турция, Казахстан, Азербайджан, Казахстан и некоторые другие. Есть такие народы, которые имеют только автономию в составе других государств, например — татары, башкиры, чуваши в составе федеративной России. А есть такие народы, которые не имеют своих национально-территориальных образований, к примеру — кумыки в РФ или азарбейджанцы в Иране. Ожидать, что все это многообразие современных политических и социальных условий может быть сведено в единую организацию, с едиными целями и задачами, с одной идеологией, думается, преждевременно.
Вызывает недоумение и тезис Е. Султанмурата о безудержной миграционной экспансии стран Центральной Азии и Казахстана китайцами и индийцами. Пока обилия граждан этих государств на улицах казахстанских городов и сел явно не наблюдается. Даже на рынках их сегодня не так уж много. Когда академика спросили, есть ли у него реальные статистические данные, он вынужден был признаться, что таковых у него не имеется. Однако твердо стоял на своем, что такая опасность велика и привел даже пример, что в его родном ауле не так давно появился такой китайский мигрант! Проблема неконтролируемой миграции в период кризиса стоит перед всякой страной, но, думается, здесь академик все же погорячился…
Не все ясно и в концепции «народного капитализма», предлагаемого Е. Султанмуратом как альтернатива западной рыночной экономике. Отдельные положительные факты деятельности так называемых «народных предприятий», работающих в рыночной среде имеются, например — в Испании, в Юго-Восточной Азии. Однако за десятилетие эта форма хозяйства во всем мире так и не получила широкого распространения, множество таких предприятий разорились… Где гарантии, что организуемые свободные экономические районы будут работать эффективно, да еще и в условиях острой конкуренции состороны других предприятий и огромного Китая?
Создание нового общетюркского языка — это тоже грандиозная задача — на десятилетия, если не больше. Нужно не только создать устойчивые и общеупотребительные языковые конструкции, алфавит и словрь, но и добиться, чтобы его широко употребляли, преподавали бы язык в школах, даже в дошкольных учреждениях, чтобы он вошел в языковую практику каждой семьи. Как этого добиться в сегодняшней ситуации, когда тюрки разбросаны по странам и регионам и погружены в свою собственную национальную жизнь?
Если же говорить о пантюркизме, как о реальной альтарнативе сегодняшнему политическому и социальному развитию страны, то свой выбор страна сделала еще в начале 90-х годов прошлого века, когда Казахстан делал первые шаги своей независимости. Решающую роль тогда сыграл Президент Н. Назарбаев. На Стамбульском саммите глав тюркских государств хозяевами форума, турками, было подготовлено совместное Заявление, в котором говорилось, что Казахстан берет курс на интеграцию с Турцией — в силу общих исторических корней, языковой и культурной общности, единой ментальности. В своих воспоминаниях об этом событии Н. Назарбаев пишет: «Мне пришлось сильно огорчить Т. Озала, сказав, что мы это заявление подписать не можем. Я говорил о том, что мы за экономическое, гуманитарное, политическое сотрудничество. Да, мы имеем общие корни, у нас одни предки, у нас много общего в культуре, но долгое время мы были оторваны друг от друга. Я предложил восстанавливать утраченные связи цивилизованно, уважая только что приобретенный суверенитет каждого государства… Мою позицию поддержал и президент Узбекистана И. Каримов…. Конечно, Т. Озал не ожидал такой реакции со стороны президента Казахстана. Но, мудрый политик, он понял мои доводы и наши дружеские отношения сохранились. Т. Озал понял, что нам нужен именно такой тип отношений — равенство, дружба, взвимовыгодные экономические связи».
Конечно, интеграция стран и народов на постсоветском пространстве может принести немало положительного в сфере экономики и безопсности. Свою роль может сыграть и предлагаемый Е. Султанмуратом «тюркский пояс стабильности».
Но вопрос в том — в какие конкретные экономические, политические и организационные формы он может реально воплотиться. И единого, устраивающего всех (или хотя бы большинство) ответа пока нет.

Иллюстрация с сайта www.kz.xat.kz