Тюремная жизнь генерала Бульдешева - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тюремная жизнь генерала Бульдешева

Тюремная жизнь генерала Бульдешева

Аскар Бульдешев оказался первым армейским генералом, который попал за решетку в Павлодарской области – он до сих пор твердит о своей невиновности и уверен, что его дело сфальсифицировано указом сверху. Как издевались над ним в колонии, общается ли он с другими осужденными генералами, об этом и многом другом в эксклюзивном интервью "КАРАВАНА" с “простым электриком” из колонии-поселения.

  • 4 Сентября 2015
  • 16453
Фото - Caravan.kz

В апреле 2012 года в министерстве обороны разразился очередной скандал, связанный с поставками оружия. Речь идет о запчастях для зенитно-ракетного комплекса С-300 (ЗиПы). По версии следствия, военное оборудование, которое было закуплено для нужд армии, оказалось бракованным. По подозрению в мошенничестве были арестованы, а затем осуждены бывший заместитель главнокомандующего Силами воздушной обороны РК генерал-майор авиации Аскар Бульдешев и поставщик оборудования – директор ТОО RG Trade Талгат Жумаханов.

Как сообщала в то время пресс-служба главной военной прокуратуры, компания RG Trade не имела лицензии на поставку вооружения и военной техники и поставила неисправные запчасти. Общий материальный ущерб по делу составил 140 миллионов тенге.

Между тем родные и близкие осужденного до сих пор верят в его невиновность. Как считает родной брат Аскара Бульдешева – Асхат, в отношении генерала была тщательным образом спланирована провокация.

– После того как в декабре 2012 года оборудование было закуплено и доставлено в Казахстан из России, в следственные органы МВД поступило анонимное письмо против молодого генерала, – говорит Асхат. – В этом письме говорилось о том, что якобы Бульдешев провел фиктивную проверку оборудования. МВД тут же возбудило уголовное дело. И причем без доследственной проверки! Создается впечатление, что вся эта история с закупкой оружия была придумана только для того, чтобы упрятать за решетку моего брата.

Что же произошло на самом деле? Кто в действительности стоял за всеми махинациями, связанными с поставками военного оборудования? Нам удалось поговорить с самим осужденным генералом Аскаром Бульдешевым, находящимся сейчас в колонии-поселении под Экибастузом, и выяснить все детали. Отметим, что вопросы от нашей редакции были переданы Бульдешеву через его близких родственников.

– Аскар Бодауович, поговаривают, ваш арест стал результатом борьбы двух враждующих группировок в министерстве обороны. Так ли это? Что это была за история с ЗиПами?

– Видимо, это действительно была провокация с целью упрятать меня за решетку. Если тщательно изучить все материалы дела, там механизм был такой: ЗиПы вообще не поставлялись у нас давно из Российской Федерации. Фирма поставщика, которого посадили вместе со мной, была единственной, которая принимала участие в тендере. Выбора больше не было. Если изучить материалы дела, то у нас, честно говоря, “гоняли воздух”: до этого случая никаких реальных поставок военного оборудования не было. Составлялись фиктивные отчеты, в которых указывали, что, к примеру, были закуплены запчасти, но на самом деле их не было. Они продавали старое оборудование по цене нового. Никаких поставок из России не было.

Потом на следующий год это же оборудование перепродавали. Что касается меня, то я не стал играть по их правилам. Я всегда чтил закон. В то время я, как заместитель главнокомандующего по вооружению, отвечал за боевую готовность авиации и ПВО страны и за обеспечение и техническое состояние авиации и ПВО. Этим людям мы перешли дорогу. Ведь там были замешаны большие деньги.

– Какой именно откат у вас просили со 140 миллионов тенге?

– Мне эту сумму не называли. Откаты требовали у поставщика Талгата Жумаханова.

– Каким образом часть оборудования, которое вы закупили, оказалась в нерабочем состоянии?

– Во всей этой истории ясно одно: была поставлена задача нас посадить, они это и сделали. Чтобы выполнить свои замыслы, командующему ПВО было приказано начать проверку этих ЗиПов на качество, что он сделал спустя четыре месяца, а не сразу, как полагается. Все началось с письма, написанного начальником контр­разведки Батулиным в военно-следственное управление, где он написал, что минобороны была совершена фиктивная поставка ЗиПов. Началось расследование. Меня и поставщика Жумаханова арестовали. Во время следствия выяснилось, что на самом деле поставка была выполнена в срок. И весь товар был качественным. Но поскольку была команда свыше нас посадить, следствию пришлось фальсифицировать все факты для возбуждения уголовного дела против меня. Кстати, во время следствия на меня хотели повесить еще две уголовные статьи – за мошенничество и за то, что якобы я собирал деньги у своих подчиненных. Однако факты не подтвердились. Во время следственных мероприятий они пытались выяснить, лоббировал ли я интересы поставщика. Однако экспертиза моих писем показала, что Жумаханов был единственным поставщиком, альтернативы ему не было. И все процедуры проводились, как того требовал закон. Однако это не было учтено следствием. Отмечу, что расследование по нашему делу велось в обвинительном ключе. Судебный процесс проходил также по их сценарию. Хотя мы говорили им о том, что есть решение экономического суда, по которому на фирму Жумаханова был наложен штраф в размере около 22 миллионов тенге. Также составлен акт, из которого видно, что пять ЗиПов были неисправными из-за заводского брака, остальные семь находились в рабочем состоянии. Однако нам вменили, что пять клистронов неисправны по нашей вине.

Отмечу, что это оборудование поставщик привез из России в абсолютно исправном состоянии. Однако когда эти ЗиПы стали перевозить со склада в части, то были нарушены все правила безопасной перевозки. Так, к примеру, их перевозили на поезде, хотя этого нельзя было делать, поскольку оборудование очень хрупкое. Любое неверное движение – и запчасти могут сломаться. По правилам перевозки есть даже определенная инструкция, однако ЗиПы перевезли с нарушением всех норм безопасности. Кроме того, когда была проведена проверка на боеготовность, то ни меня, ни поставщика в части не было. Поэтому я не знаю, как именно эти ЗиПы проверялись. Впрочем, не исключаю, что это была умышленная порча военного оборудования с целью упрятать меня за решетку.

– А где сейчас находится военное оборудование, из-за которого вас осудили?

– Оно хранится на военных складах под Боролдаем. И, насколько мне известно, сейчас министерство обороны пытается заполучить его обратно, мотивируя тем, что армия в нем остро нуждается.

– Вам вменили в вину хищение из госбюджета 140 миллионов тенге. Но, по сути, на эти деньги было куплено военное оборудование, которое сейчас ржавеет на военных складах. Так где же ущерб?

– Мне это тоже кажется странным. Ведь товар есть, и деньги за него уплачены. Однако по решению суда оборудование должны утилизировать, но я считаю это неправильным. Оборудование находится в боеготовном состоянии. А его утилизация – деньги, выброшенные на ветер. Причем это деньги наших налогоплательщиков. Однако суды проигнорировали это, не стали вдаваться в тонкости этого дела.

– Недавно в СМИ разра­зился скандал вокруг бывшего министра МВД Серика Баймагамбетова, над которым якобы издевались в колонии его же сокамерники, заставляя “мыть полы в голом виде”. А каковы условия вашего содержания под стражей?

– В тюрьмах Павлодарской области я оказался первым и единственным генералом армии, который попал за решетку. Первые годы был в 18-й колонии общего режима. Ко мне относились нормально и сотрудники администрации колонии, и другие осужденные. По крайней мере, я не брал в руки тряпку и не мыл полы голым. Особого отношения, как к генералу, не было. Так же, как и все, вставал рано утром и шел на проверку и досмотры. Единственное издевательство было со стороны солдат внутренних войск. Конвоирам было за счастье покомандовать над генералом. Каждый хотел показать, что он начальник колонии. Но я не поддавался на их провокации.

– Сейчас, насколько известно, вас перевели в колонию-поселение под Экибастузом. Говорят, там условия содержания полегче…

– Да, это так. В колонии-поселении работаю на подстанции простым электриком. Часть заработанных денег отчисляю в доход государства в качестве возмещения материального ущерба.

– Вы не единственный армейский генерал, который осужден за хищения. В разное время в места не столь отдаленные попали еще трое ваших коллег – Багдат Майкеев, Алмаз Асенов и Кажимурат Маерманов. Вы общаетесь между собой?

– С Майкеевым не общался. Да и в тюрьме он недолго пробыл. Насколько известно, он вышел на свободу по состоянию здоровья. Маерманов сейчас сидит на “сороковой зоне” в Караганде, где, кстати, содержался и Баймагамбетов. Мы общались, когда пересекались этапы. Знаю только, что Маерманов сейчас работает библиотекарем. Генерал Асенов сидит под Астаной, кстати, он помещен в ту же колонию, где сидел осужденный за убийство Алтынбека Сарсенбаева Ержан Утембаев. С ним мы не общаемся.

– Если вам все-таки дадут условно-досрочное освобождение, чем вы намерены заняться на воле?

– Хотел бы вернуться в армию. Думаю, мои знания, в которые были вложены государством немалые средства, могут принести еще пользу отечеству.

Алматы – Павлодарская область – Алматы