В последнее время все чаще становятся явными случаи, когда в общеобразовательных заведениях проявляется такая болезнь, как туберкулёз.
Так, в сентябре этого года, выяснилось, что учительница одной из Талгарских школ была больна туберкулёзом и при этом около месяца проводила занятия. Уже в ноябре 2017 года у медсестры детского сада Уральска также выявили туберкулёз. И как оказалось, такие случаи являются далеко не единичными.
На запрос корреспондента Caravan.kz в Министерстве здравоохранения РК ответили, что за 2017 год среди работников дошкольных детских учреждений, общеобразовательных школ, а также средних и высших учебных заведений было выявлено 185 случаев заболеваний туберкулёзом.
В Министерстве сообщили, что по сравнению с 2016 годом уровень заболеваемости туберкулезом работников учебных заведений снизился на 31,6%, тогда число подобных случаев было кратно 225.
Но всё же эти цифры не кажутся столь утешительными. Ведь в каждом из этих 185 случаев риску были подвержены десятки, а то и сотни детей.
Почему такие случаи происходят?
Ведущие пульмонологи заявляют, что основная проблема кроется либо в недостаточно тщательных медосмотрах, либо в устаревающих или не совсем исправных аппаратах для флюорографии, которые выдают испорченные снимки, либо изображение сомнительного качества.
Вследствие этого работники образовательных учреждений, как и любые другие люди, могут быть признаны здоровыми. Когда недуг усиливается, человек сам ходит по врачам и обследованиям, но из-за незнания его лечат от пневмонии, хронического бронхита или эмфиземы.
Также не исключается вариант, когда педагог может «купить» справку о прохождении медосмотра, но не потому что он хочет скрыть свою болезнь, а попросту для экономии времени. Так как в нашей стране к подобным вещами относятся недостаточно серьезно.
Насколько это опасно?
Когда подобные случаи становятся явными, руководство учебных заведений спешит заверить всех и вся в том, что ничего опасного в этом нет, мол все мы чуть ли не каждый день встречаем больных активной формой туберкулеза на улице или в общественном транспорте и ничего страшного с нами не происходит. Но сравнивать подобные случаи не всегда является корректным.
Стоит отметить, что если человек инфицирован туберкулезом, то это не говорит о дальнейшем развитии болезни. Если иммунитет человека в порядке, то ничего особенного ему не грозит. «Спящий» возбудитель болезни просто «хранится» в организме. Через два года после инфицирования опасность заболеть туберкулезом практически исключается.
Перевести палочку Коха из спящего режима в активный может или упадок защитных сил организма, или обильное поступление бактерий извне, с которыми иммунитет не в силах справится.
Из этого следует, что кратковременный контакт и единичные покашливания никак не могут повлиять на развитие болезни. Но если же контакт длится около 4-5 часов и при этом встречи с разносчиком болезни случаются регулярно, то объем микробактерий, поступающих в организм, будет предельно большим и иммунная система с ним вряд ли справится. Именно это и происходит, когда заболевает преподаватель.
Какие последствия влекут за собой такие случаи?
Если же в Казахстане пока серьезных последствий не возникало, либо они не получали широкой огласки, то в зарубежных странах всё намного серьезнее. Например, в Украине в 2016 году у 65-летнего учителя, который преподавал в одной из школ Киевской области, обнаружили открытую форму туберкулеза. После чего было заведено уголовное дело на медиков, которые признавали его здоровым и профпригодным.
Чуть позднее в литовском городе Скуодас учительница инфицировала 77 школьников. Причем изменения в легких у женщины были найдены несколько лет назад, но она предпочитала не думать о неприятном, и к врачам больше не обращалась.
Как подобные случаи пытаются предотвращать в Казахстане?
Одной из главных задач является выявление туберкулёза на ранних стадиях, когда он ещё не успевает нанести вред больному и окружающим его людям. В связи с этим в Казахстане идет постоянное обновление оборудования для диагностики этого заболевания.
Так в 2017 году был увеличен бюджет на закупку новых аппаратов для экспресс-диагностики, об этом заявлял директор Национального научного центра фтизиопульмонологии Жумагали ИСМАИЛОВ.
— Нами подписан меморандум на грант на порядка 17,6 млн долларов, которые обеспечат увеличение парка оборудования для экспресс-диагностики. То есть первичная медико-санитарная помощь, противотуберкулезная служба будут иметь больше возможностей, а пациенты будут иметь больше доступа к этим экспресс-методам диагностики, — поделился Жумагали ИСМАИЛОВ.
Помимо этого, согласно 105 статье Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения» больные заразной формой туберкулеза подлежат обязательной госпитализации, лечению и реабилитации. Если же человек избегает госпитализации, то впоследствии его привлекают к административной ответственности и отправляют на принудительное лечение.
Также согласно статье 429 Кодекса «Об административных правонарушениях» лица, отказывающиеся проходить обследование, но при этом вступавшие в контакт с людьми больными туберкулёзом также привлекаются к административной ответственности и оплачивают штраф в размере 5 МРП.