В Аулие-ате имелись 3 церкви, 21 мечеть, почтово-телеграфная контора, городское училище, больница, военный госпиталь, 17 фабрик и заводов, 1791 жилой дом, 19052 жителя.
В трех церковно-приходских школах обучалось всего 250 учеников, в 21 мектебе (в школах с преподаванием Корана) при мусульманских мечетях обучалось 450 учащихся.
В городе было всего 24 учителя. В больнице на 15 коек работали врач, фельдшер, акушерка и эпидемиолог. В 1895 году появилась первая аптека. Из культурных заведений можно назвать «общественное собрание», в котором благородные господа развлекались игрой в карты и в бильярд. Иногда здесь проводились балы. В 1915 году был открыт кинотеатр. А в центре города шумел большой базар.
Город и рынок — эти два понятия неотделимы друг от друга. В любом крупном населенном пункте обязательно возникало место массовой торговли, ярмарка или базар. Если в Европе ярмарочная площадь становилась местом всеобщего развлечения, в Средней Азии базары обрели свой, ни с чем не сравнимый колорит.
И сегодня в городах южного региона Казахстана базары являются главной отличительной чертой жизни горожан, которые одновременно гордятся городскими рынками и стыдятся их. Гордятся, потому что такого изобилия товаров и продуктов нет в северных городах. А стыд возникает от невероятной антисанитарии, в которой ведется торговля.
В Таразе, кроме всего прочего, Центральный рынок по воле судьбы расположен в исторической зоне. Здесь торговые павильоны и лотки стоят в буквальном смысле на сокровищах, о сохранности которых сегодня говорят на самом высоком уровне. Но пока не решен вопрос с переносом рынка на другое место, говорить об археологических раскопках и создании музея под открытым небом, рано.
Впрочем, уже третий год в Таразе работают сотрудники Государственного института археологии и этнографии имени Алкея Маргулана, которые ведут раскопки древней мечети рядом с территорией Зеленого базара.
Финансирует работы алматинская финансово-юридическая компания «Страйн». Увы, но до сих пор в рамках реализации государственной программы «Культурное наследие» на сохранение сокровищ жамбылской земли деньги из государственной казны не выделялись, хотя были обещаны еще в 2002 году, когда мировая общественность отмечала 2000-летие древнего Тараза.
Тем временем на территории заповедной зоны проводились точечные раскопки, во время которых «дикие» археологи нашли и вывезли за пределы Казахстана экспонаты, являющиеся собственностью нашего города.
По словам директора Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Такена Молдакынова такие экспонаты находятся сегодня в музеях Америки и Великобритании. Обидно, что казахстанцы лишились возможности прикоснуться к истории родной земли, увидеть наследие своих предков, услышать их голос…
Много споров в разное время возникало касательно даты возникновения Тараза. Но сегодняшние находки подтверждают почтенный возраст нашего древнего города.
— То, что древний Тараз находился именно на месте современного города Тараза, подтвердили исследования академика В.Бертольда, который установил, что городище Тараз находилось на месте Центрального колхозного рынка, — рассказал нам господин Молдакынов. — Дальнейшие исследования и археологические раскопки, произведенные экспедицией Академии наук СССР в 1938 году под руководством А. Бернштама и Г. Пацевича на глубине 2-6 метров, позволили воссоздать облик, культуру и экономику древнего Тараза.
Согласно данным археологических раскопок и имеющихся письменных источников, к VII-VIII векам до нашей эры на этой территории сложились племенные союзы саков и усуней. В то время на территории нынешнего Южного Казахстана проходил Великий Шелковый путь, возникший в результате развития и укрепления политических и экономических связей между крупнейшими странами той эпохи — Китаем, Индией, Византией, Персией и Древней Русью.
Это подтвердили находки, обнаруженные на месте археологических работ рядом с древней мечетью.
— Судя по всему, мы обнаружили мечеть раннего ислама 6-7 века нашей эры, — объяснила нам архитектор-реставратор института археологии имени Маргулана Тойжан Дощанова. — Само же здание мечети еще раньше служило либо храмом огня, либо раннехристианской церковью. Об этом мы судим по характеру постройки, его географическому расположению. А последнее предназначение подтверждают более поздние пристройки — подставки под светильники и колонны, тоже появившиеся позднее. Колонны стоят в четыре ряда вдоль и поперек, всего 20 штук и не имеют никаких украшений, что показывает их соответствие указанному периоду. В мечети все было лаконично, без каких-либо излишеств. И мы при реставрации стремимся к тому, чтобы приблизить этот объект к первоначальному облику.
Мечеть была обнаружена археологами не случайно, сама местность свидетельствовала, что под холмами должны находиться археологические объекты.
А вдоль древнего здания проходила мощенная камнем улица, и, пройдя по ней, мы в полной мере ощутили дух того времени — 6-го века нашей эры.
На территории Центрального колхозного рынка (Зеленого базара) старинные предметы находили во время строительных работ. И сегодня здесь можно обнаружить множество ценных экспонатов. Но для этого нужны средства и время. Поэтому многие археологические объекты были законсервированы еще в 70-х годах, в советский период. И до сих пор у историков нет возможности раскрыть тайны далекого прошлого.
— У нашего города удивительная судьба, — продолжил свой рассказ Такен Молдакынов. — Тараз существовал много лет до его упоминания в письменных источниках. Возникновение любого города связано с жизнедеятельностью народа с историческими событиями и фактами той эпохи, в которой он жил и складывался.
Условно принято считать годом основания Тараза 568 год, к которому относится первое письменное упоминание о городе в греческих источниках истории Великого Шелкового пути.
Китайский паломник — буддистский монах Сюан Цзян, проезжавший через Тараз в 630 году, сообщает, что «прибыл в город Та-ло-се, имеющий 8 или 9 ли (ли — китайская мера длины, равная 576 м) в окружности. Купцы из разных стран живут в этом городе вперемешку…».
В те далекие времена северо-восточная часть города представляла собой укрепленную цитадель-резиденцию местных правителей. Здесь находился дворец, где проживали властитель города или его наместник, высшее духовенство и личная охрана.
Здесь же находился монетный двор. С юга к цитадели примыкал шахристан (медина) с мечетью, базарами и кварталами привилегированных ремесленников, к каковым относились оружейники, ювелиры, медники, портные, ткачи, сапожники и другие.
Здесь же проживали купцы, духовенство, войско. Цитадель и шахристан занимали площадь современного Центрального колхозного рынка Тараза. Город имел подземную водопроводную сеть из гончарных труб, мощеные улицы и тротуары, канализационный коллектор. Большой интерес представляла городская баня, сложенная из жженого кирпича в виде многокупольного здания. Предместья города — рабады, сильно расширились, включив в свои пределы не только ряд замков землевладельцев-феодалов, но и некоторые, начавшие приходить в упадок города, расположенные вокруг Тараза, как, например, Нижний Бархстан (территория нынешнего свеклосовхоза), Джикиль (теперь Жалпак тюбе) и другие.
Письменных сведений о завоевании Тараза монголами нет, но, по-видимому, город оказал монголам значительное сопротивление, почему и был разрушен ими до основания, о чем свидетельствуют остатки пожарищ, обнаруженные при раскопках.
Но для нас очень важно полностью открыть все тайны истории нашего города и сохранить их для потомков, сделать нашим достоянием. Поэтому я считаю, что решение акимата города освободить часть территории базара и продолжить на ней археологические исследования, своевременно. Так как необходимо завершить начатые десять лет назад раскопки на территории Зеленого базара. Историческая зона, расположенная на центральном рынке и прилегающих улицах, должна быть объявлена заповедной. Эту часть города следует превратить из базара в музей и беречь как культурное наследие народа и государства
Офис Государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» располагается в здании «общественного собрания», и его директор Такен Молдакынов убежден, что их учреждение не должно переходить в более современное помещение. Потому что здесь, на улице Бектурганова, каждый горожанин может прикоснуться к истории своего города, так как домам в этом районе исполнилось больше ста лет. Правда, не все это знают… А здания молчат, храня свою загадку и тайны прошлых времен.
Между тем для жителей современного Тараза остается загадкой ситуация, при которой стало возможным отдать в аренду на 49 лет земли, принадлежащие к заповедной исторической зоне, что стало вполне законной причиной нежелания владельцев 10 рынков, находящихся на Зеленом базаре, переходить на другое место.
Конечно, можно понять и горожан, работающих на рынке, которые могут остаться без работы — в общей сложности на базаре торгуют порядка 2-3 тысяч таразцев.
Но в Алматы и Шымкенте городские власти настояли на переносе рынков (пусть и не всех) за город. В Таразе же торговцы упорно не желают покидать насиженные места. Однако подобная упертость может дорого стоить региону, где столько надежд возлагается на развитие туристического кластера.
Да и городу — тоже. Здесь даже воздух пропитан стариной и имеются все возможности для приема туристов, как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.
Рисунок с сайта http://www.zhambyl.stat.kz