Это «игрок», к которому все предпринимательские структуры испытывают почтительное уважение не только потому, что государство определяет во многом правила рыночной «борьбы».
Но и потому еще, что государство является крупнейшим заказчиком и партнером частных компаний и фирм, ежегодно размещая среди них государственные заказы.
Госзаказ — это лакомый кусочек, мечта любой частного бизнеса. За последние годы экономического роста Казахстана размеры бюджетов различных уровней возросли многократно.
Появилась возможность решения государством ряда назревших проблем, реализации многих социальных программ. Да и вообще функционирование многих государственных структур немыслимо без взаимодействия с частным бизнесом — ведь даже структуры управления нуждаются в офисной мебели, оборудовании, компьютерах, канцтоварах. Государственные компании, которых в стране также немало, не могут жить без товаров и услуг компаний частных, которые являются их партнерами в производственной деятельности. Для бизнесменов сегодня государство — это самый выгодный и платежеспособный партнер и получить госзаказ для любого считается большой удачей.
Ясное дело, что возможность доступа к аппетитному государственному бюджетному «пирогу» предоставляет немало возможностей для злоупотреблений, включая лоббирование со стороны чиновников «своих» структур. Чтобы не давать простору коррупционных устремлений, государство поступило мудро: установило, что любые государственные закупки должны осуществляться только на конкурсной основе, в открытом соревновании предпринимателей. Кто предложит лучшие условия — тот и побеждает.
Идея хорошая, испытанная временем и мировым опытом. Еще два года назад, своим постановлением N 1158 Правительство Казахстана утвердило Правила организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг.
Опыт работы предпринимателей за эти два года показал, что создание основного «закона» для госзакупок не слишком обрадовало предпринимателей. Они, испробовав его на деле, жаловались на чрезмерную забюрократизированность процедуры подачи заявок на тендер, отсутствие четких критериев оценки и прозрачности принятия решений. У многих сложилось мнение, что Правила не стали прочной преградой на пути недобросовестного лоббирования фирм, близких тому или иному чиновнику, что они только формальная «ширма», скрывающая неприглядную действительность. Обжаловать решение тендерной комиссии, по сути, негде.
И вот недавно, в начале мая, Правительство, очевидно учтя пожелания бизнес-сообщества, приняло новые поправки в Правила госзакупок, которые, по идее, должны снять озабоченность бизнесменов, облегчить им путь к бюджетным источникам.
Но присмотримся к этим изменениям внимательнее. Чем глубже вникаешь в этот документ, тем яснее становится понимание того, что мы имеем дело с еще одним виртуозным «шедевром» бюрократического творчества. Основным, характерным признаком его является принцип «давать, одновременно — отнимая».
Вот, например, раньше участники конкурса могли предоставлять в комиссию по тендеру нотариально заверенные копии справки из налоговых органов об отсутствии задолженностей по обязательным пенсионным взносам и другим социальным выплатам.
Теперь они обязаны предоставлять только оригиналы таких справок.
Для предпринимателей-индивидуалов, желающих принять участие в тендере, также подготовлен сюрприз: теперь они обязаны дополнительно предоставлять нотариально заверенные копии сертификатов происхождения импортируемых товаров, сертификатов соответствия или письмо-гарантию потенциального поставщика о предоставлении с первой партией товара (или услуги) нотариально заверенных копий таких свидетельств и сертификатов, а также сертификатов соответствия.
Потенциальный участник конкурса должен также предоставлять оригинал или нотариально заверенную копию документа о наличии и количестве работников, с указанием их квалификации, стажа работы по специальности для производства или поставок товаров, оказания услуг и выполнения других работ.
По прежнему Правилу фирма, желающая участвовать в конкурсе, должна была приложить к конкурсной заявке бухгалтерский баланс. Изменения уточнили это требование: теперь нужен «оригинал или нотариально заверенная копия бухгалтерского баланса за последний финансовый год, подписанный первым руководителем или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером (бухгалтером)». Причем, если рассмотрение заявок происходит в срок до 30 апреля текущего года, то бизнесмену нужно представить в комиссию оригинал или нотариально заверенную копию бухгалтерского баланса за финансовый год, предшествующий последнему финансовому году! Можно представить себе, сколько дополнительной работы придется сделать теперь этому несчастному бухгалтеру…
По новым Правилам расширен также перечень документов, подтверждающих внесение обеспечения конкурсной заявки. В него теперь входит не только конкурсная заявка, банковская гарантия, платежное поручение и расходно-кассовый ордер. Взамен приходно-кассового ордера теперь разрешено представлять документ, подтверждающий внесение конкурсной заявки, если потенциальный поставщик товаров или услуг вносит это обеспечение наличными деньгами.
Не оставили разработчики своим вниманием и аудит — комплексную финансовую проверку деятельности предприятия, которая необходима для участия в конкурсе. Внесено дополнение о том, что теперь к конкурсной заявке нужно прилагать оригинал или нотариально заверенную копию аудиторского отчета за последний финансовый год юридических лиц, для которых законодательством Казахстана он является обязательным.
Если же вскрытие конвертов с конкурсными заявками происходит до 1 июня текущего года, то необходимы такие же документы за предшествующий этому финансовый год.
По старым Правилам участникам конкурса требовалось представлять в комиссию нотариально засвидетельствованную выписку из учредительного договора о составе учредителей. Теперь же это положение дополнено требованием принести нотариально заверенную выписку из устава или учредительных документов, содержащую сведения об учредителях, либо также нотариально заверенную выписку из реестра держателей акций, выданную не позднее 30 календарных дней, предшествующих дате вскрытия конвертов с заявками. А если тендер перенесен, как это часто бывает? Опять — добывай новую выписку, бегай за справками…
Новые Правила устанавливают положение, по которому потенциальный поставщик может теперь предоставлять на конкурс (лот) только одну цену. Формально это выглядит правильным — чтобы не шло необоснованное снижение цены соревнующимися в ходе конкурса. Но кто может с уверенностью исключить вариант, при котором «блатная» фирма, по договоренности с коррумпированным чиновником, изначально устанавливает предельно низкую цену, сразу отсекая любых конкурентов? Могут сказать, что низкая цена — это выгодно для государства. Но в реальности все знают, что главное — выиграть тендер, а условия, на которых он выполняется, могут обрасти различными дополнениями, которые сделают эту выгоду мнимой. Да и по сути: какой же это конкурс, если нельзя торговаться, предлагать более выгодные условия?
Ограничены и права конкурсной комиссии по условному уменьшению цены конкурсной заявки на определенный процент при наличии у потенциального поставщика опыта работы на рынке закупаемых товаров, работ и услуг.
Раньше опытный, надежный поставщик мог получать хорошую скидку, так сказать, за примерную деловую репутацию фирмы.
Теперь за каждый год работы цена может уменьшаться только на один процент, но не больше десяти процентов в сумме.
Точно также установлено, что суммарное снижение цены заявки для поставщика, являющегося отечественным товаропроизводителем и подпадающего под критерии, установленные Законом «О государственных закупках» не может превышать 35 процентов.
Новые изменения в Правила о государственных закупках, судя по первому впечатлению, отнюдь не облегчают ношу предпринимателей, вступивших на тернистую дорогу сотрудничества с государством. Сложность предлагаемых ему процедур, необходимость собирания множества справок, выписок, различных документов нельзя объяснить иначе, чем стремлением чиновников максимально перестраховаться, загнать бизнесменов в чрезвычайно жесткие рамки бессмысленного и трудозатратного регламента. Кому это надо?
Стремление к порядку не должно принимать форму безоглядной мании управлять всем и вся. Иначе бизнес может просто замереть под тяжелой ношей государственных щедрот.