Ассортимент “жизненно необходимого” в одной из самых экономически развитых стран Западной Европы уже многие годы остается одним из самых весомых и разнообразных в мире: 750 товаров и услуг. При этом затраты на продукты питания занимают у рядового бюргера не более 15–20 процентов от его доходов.
Исходя из реальных затрат энергии
Содержимое такой “корзины” определяется не правительством, а общественностью. То есть именно теми, кто продукты и услуги потребляет. Федеральное статистическое ведомство периодически привлекает к мониторингу свыше 60 тысяч волонтеров. Они обязаны в течение пяти лет скрупулезно записывать в амбарные книги все свои семейные расходы. Которые и сводятся в статистику общегосударственного значения.
Проводятся иногда и куда более массовые опросы. В ходе одного из них, например, жена вашего корреспондента тоже внесла свой посильный вклад в общую картину немецкого потребительства. Призналась милой дамочке с карандашом наперевес про свою склонность к замороженным булочкам по 35 центов за 6 штучек. Которые в домашней мини-пекарне благоухают потом с такой соблазнительной силой, что по утрам никакого будильника не требуется – сам вскакиваешь, чтобы отведать этой вкусноты!
Затем вся эта калькуляция отправляется в федеральное статистическое ведомство. Где приступают к делу профессиональные статистики. Они исходят из обкатанных и проверенных сытой жизнью норм, согласно которым нижняя планка энергетической ценности ежесуточного рациона в среднем на одного бюргера не должна быть меньше 2268 килокалорий в сутки. Ведь 2400 килокалорий в сутки у немцев приравнивается к откровенному и опасному для здоровья голоданию. А медицинская норма в ФРГ – 3250 суточных килокалорий. Если же человек получает только 2000 килокалорий в сутки, это уже голод, могущий привести к летальному исходу.
750 – это много или мало?
Если в Германии мужчина в возрасте от 18 до 40 лет не занят физическим трудом, по медицински просчитанным нормам ему нужно не менее 2800 ккал. Интеллектуал, просиживающий за компьютером весь рабочий день, но затем отправляющийся, к примеру, на теннисный корт или в фитнес-зал, расходует, по подсчетам ученых, примерно 3500 килокалорий в день и должен ровно столько же получать.
Кроме еды, как уже упоминалось выше, в корзину из 750 наименований входит самое разное и очень насущное. Для большинства стран планеты такой ассортимент товаров и услуг кажется сверхбогатым. По мнению же германских спецов по статистике, это лишь отражение реальной картины жизни среднеобеспеченного человека.
Сама по себе потребительская корзина в ФРГ состоит из отдельных блоков. Наиболее “денежноемкий” – это аренда жилья, “коммуналка” и транспортные расходы. Доля выплат по этому сегменту за последнее время возросла с 27,5 до 30,3 процента.
Особое место, кроме продуктов питания, занимают развлечения, способы получения и передачи информации. Здесь все довольно динамично. Время вносит свои коррективы, и вот уже в качестве важной составляющей прожиточного немецкого уровня стали включаться упоминавшиеся выше булочки, выпекаемые в домашних условиях.
Еще пару пятилеток назад никто и не заикался о лазерных принтерах, цифровых фотоаппаратах, а также цифровых видеокамерах – как жизненно нужных приборах и для не очень богатых людей. Теперь эти товары дополнили группу “Информационные и коммуникационные технологии”.
А в раздел “Санитария” вошел прибор по измерению давления лучезапястного сустава.
В параграфе “Социальное страхование” отражается теперь стоимость услуг по доставке продуктов питания на дом.
Стали обыденностью для германской потребительской корзины заказы пиццы на дом, услуги соляриев и фитнес-центров.
По одежке протягивай ножки
Как и в Казахстане, спектр запросов и возможностей в ФРГ впечатляюще широк. Тот же рядовой инженер-химик, к примеру, с его среднестатистическим ежемесячным заработком в 4220 евро предпочитает тратить деньги на семейные ужины в ресторане, круглогодичный загар в солярии, подтяную фигуру в фитнес-клубе и летний отдых у моря в Испании.
А программист из крупной корпорации, получающий на “штуку” меньше, две трети своих доходов отдает за аренду жилья, бензин, услуги связи, всяческие новинки электроники и специальную литературу.
– Не государство диктует обществу составляющие потребительской корзины, а сам потребитель, исходя из своих возможностей, решает, из чего она, эта корзина, лично для него будет состоять, – специально для нашего издания пояснила Франциска Вагнер, представительница отдела статистики цен федерального статведомства ФРГ.
Действительно, к примеру, безработную переселенку из Павлодара, снимающую добротную по нашим меркам квартиру за счет немецкого налогоплательщика и получающую “на пропитание” государственные ежемесячные 311 евро, вряд ли заинтересует летний дамский костюмчик из бутика ценой в 15 ее социальных пособий. Зато на блошином рынке – фломаркте – эта “казахендойче” купит себе вполне сносную дубленку за… один евро. А все еще модные, слегка поношенные сапожки – за пятачок.
В этом и есть важнейшее достоинство здешней потребительской политики. “Корзинки” у всех разные, а широта выбора почти одинакова. Ведь на качественное и разнообразное питание, к примеру, здесь можно потратить в месяц и 3 тысячи евро “на нос”. Если обедать и ужинать исключительно в изысканных кабачках и старинных кафе. Однако умелая кулинарка примерно таким же вкусненьким и качественным попотчует дома. Затратив на двоих не более 300 евро в месяц.