Тятя, тятя, наши сети… - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
+6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тятя, тятя, наши сети…

Тятя, тятя, наши сети…

К оплате счетов за коммунальные услуги наши граждане относятся по-разному. Кто-то с педантичностью бюргера день в день, тенге в тенге вносит свои денежки согласно присланному счету.

  • 30 Сентября 2009
  • 1248
Фото - Caravan.kz

Кто-то ночами ворочается от душевного дискомфорта, оказавшись в должниках, о чем регулярно, с холодной вежливостью палача напоминает автоматический голос в телефонной трубке.
Иные, знай себе, посвистывают, не особо заморачиваясь: будут деньги — заплачу за несколько месяцев оптом. Но нет ни одного человека, который бы остался равнодушен к повышению тарифов. Даже если он — миллионер, который счету не знает киловаттам, и особняк которого по ночам освещает небо подобно праздничной иллюминации во время всенародных гуляний. Тут уж дело принципа. «Как, опять!?», — с пафосом восклицает миллионер, просматривая за утренним кофе газету, где сообщается об очередных действиях энергетического монополиста, вполне, впрочем, логичных и оправданных с точки зрения оного монополиста. «Совсем оборзели!», — приземленно — а то и более того — высказывается потребитель победнее, едущий на работу в автобусе с включенным радио.
Впрочем, напрасно я думал, что все мои соотечественники — вне зависимости от социального статуса и платежных привычек — единодушно негодуют по поводу роста цен. Недавний социологический опрос сайта Караван.kz показал обратное. Вопрос был задан простой, но болезненный, а именно: «Как вы относитесь к введению новых тарифов на электроэнергию?».
И, представьте себе, 11 процентов опрошенных выбрали вариант ответа «Скорее положительно». Невероятно, но налицо — разнобой мнений. Особенно, если учесть, что 6 процентов респондентов даже считают, что ввести вышеуказанные новые тарифы «давно пора». Рискну предположить, что эти граждане (или их близкие родственники) трудятся в ТОО «АлматыЭнергоСбыт», которое известило население Алматы и Алматинской области об изменении тарифа на электроэнергию с 11 сентября 2009 года: с 7,89 тенге за 1кВтч без учета НДС до 9,13 тенге за 1 кВтч без учета НДС. «Для бытовых потребителей тариф на электроэнергию составит 10,23 тенге с учетом НДС», — говорится в информации, размещенной на сайте энергетиков.
Вряд ли нужно напоминать, что движение тарифов происходит исключительно в одном направлении — вверх. Каждый год мы слышим одно и то же: сети обветшали, необходимы ремонт и модернизация. Сомнительно, что когда-нибудь эта вечная песня про наши сети закончится, все волшебным образом заработает само собой, и рост тарифов перестанет быть недоброй традицией. Для нынешнего повышения на 15,7 процентов нашлось, впрочем, и дополнительное объяснение: мол, увеличилась отпускная цена на электроэнергию на электрических станциях. «Кроме того, поднялась цена на передачу электроэнергии по сетям АО «KEGOC» на 24 процента, за услуги технической диспетчеризации на 32 процента, по сетям регионального уровня АО «АЖК» — на 40 процентов», — говорится в официальном сообщении ТОО «АлматыЭнергоСбыт». Невольно возникает ощущение, что все перечисленные организации находятся если не на другой планете, то в другом государстве — точно.
Наша энергетика держится на советском фундаменте. Вернее, на том, что от него осталось и, по мнению специалистов, находится на грани полного разрушения. Все эти годы техническое состояние сложных энергосистем поддерживалось кое-как. В сентябре прошлого года в Астане проходил Евразийский энергетический форум, на котором говорилось, в частности, что потенциал отрасли в Казахстане вот-вот будет исчерпан, и уже зимой 2008-2009 нужно ожидать дефицита мощности. Из-за мирового финансового кризиса этот процесс несколько затормозился — спрос со стороны потребителей упал почти на 10 процентов по сравнению с 2008 годом. Затормозился, но не остановился. И бесконечные авралы, веерные отключения, а то и аварии посерьезнее — тому свидетельство.
Электрическую энергию в Казахстане производят 58 электростанций, причем более 88 процентов установленной мощности приходится на тепловые электростанции (ТЭС). По оценкам специалистов, фактический износ котельного оборудования ТЭС на территории всей страны составляет свыше 70 процентов. Однако правительством утвержден план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли республики до 2015 года. Запланировано строительство новых электростанций в Караганде, Астане, Талдыкоргане, в нефтедобывающих узлах Западного Казахстана и расширение существующих в Алматы и Усть-Каменогорске. Планы прекрасные. Но проблем у национальной электрической сети хватает сегодня: финансовые, кадровые, инвестиционные. Отнести ли к ним больной вопрос пресловутых тарифов? Это, конечно, лишь крошечная часть вершины айсберга. Да и вряд ли энергетиков особо волнует моральная сторона дела — так сказать, «любовь» или «нелюбовь» населения. Но ведь отрасль не может существовать сама по себе, вне контекста общественной жизни. И нет ничего удивительного в том, что 44 процента респондентов нашего опроса резко отрицательно рассматривают введение новых тарифов. К варианту ответа «Скорее отрицательно» склонились 6 процентов участников опроса.
Как известно, в энергетике есть производители, транспорт и продавцы электричества. Первые производят и продают электричество. Сетевые компании, в свою очередь, доставляют электроэнергию потребителям. Сбытовые организации продают электричество предприятиям и населению. То есть тариф складывается из трех частей: плата за производство, транспортировка электроэнергии и сбытовая надбавка. Но обывателю совершенно ни к чему погружаться в затейливые схемы производственных отношений, которые почему-то регулярно приводят к изменению тарифной политики. И, кстати, многие респонденты нашего соцопроса — 32 процента — на вопрос о тарифах так и ответили: «Пока не понял».
У обывателя, собственно, одно желание: чтобы в доме было светло и тепло. Всегда. По приемлемым ценам. И без хронических разговоров о том, что сети не выдерживают нагрузки.