Что нового появилось в доме-музее к 150-летию со дня рождения ученого, просветителя, переводчика — узнавала корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«В Алматы у Байтурсынулы было три дома. Два снесли во время перестройки»
Этот уютный деревянный дом, построенный в конце XIX века неизвестным архитектором в городе Верном, знают многие алматинцы. Ведь он резко выделяется на фоне советских и современных построек из бетона и стекла. Во дворе дома-музея в 1998 году был установлен бюст Ахмета Байтурсынулы, скульптор и автор проекта – Адилет Аскарулы Жумабай.
История дома-музея, в котором ученый, учитель жил с 1934 по 1937 год, заслуживает особого внимания.
— Здание построено из бревен, фундамента здесь нет, вместо него — камни и красный кирпич, — рассказывает руководитель дома-музея, и.о.доцента КазНУ имени Аль-Фараби Райхан Имаханбет. — Общая площадь строения 161 квадратный метр. Музей создан 9 сентября 1993 года. На основании решения акима города Алматы №360 начаты ремонтные работы по восстановлению дома. Вообще после реабилитации Ахмета Байтурсынулы (решением коллегии Верховного Суда Казахской ССР от 4 ноября 1988 года. — Прим. авт.) выяснилось: в Алматы у него было три дома. Два из них снесли во время перестройки. Этот дом сохранился благодаря дочери Ахмета — Шолпан, дочери Миржакыпа Дулатулы — Гульнар Дулатовой, сестре композитора Бахитжана Байкадамова — первой стенографистке Мухтара Ауэзова, Данабике Каралдиной, трем женщинам, дочерям алашординцев. Они свидетельствовали и признали, что Ахмет Байтурсынулы здесь жил. По словам Шолпан Ахметкызы, ее семья здесь жила с 1931 по 1944 год.
Райхан апай изучает творчество Ахмета Байтурсынулы с 1991 года. В музей она пришла в 1993 году по просьбе Шолпан Ахметкызы:
-Я была студенткой АГУ им.Абая и работала корреспондентом в газете «Халық конгресі — Народный конгресс». Однажды редактор газета Сайын Муратбеков отправил меня взять интервью у Шолпан Ахметкызы. Она в последнее время не давала интервью, так как многие у нее брали документы, а после не возвращали исторические фотографии, и доверия к журналистам не было. Я с ней поработала три месяца и очень удивилась, когда Шолпан Ахметкызы доверила мне документы, собранные после реабилитации отца. Когда стала более тесно общаться с ее семьей, поняла — они все русскоязычные, а собранные материалы написаны с использованием арабского алфавита. Шолпан Ахметкызы поняла, что я умею читать, потому и доверилась мне.
«Раньше я работала одна — подметала, снег чистила во дворе, посетителей принимала…»
Директором дома-музея Райхан Имаханбет работает с 2005 года. До этого трудилась младшим, старшим, затем ведущим научным сотрудником. Говорит, времена были тяжелые, и общественный фонд, которому принадлежал дом-музей, с трудом тянул коммунальные услуги. Сама же Райхан апай даже не получала заработную плату. Благодаря СМИ, ее услышал и поддержал городской акимат. Но и этой помощи было недостаточно:
— Как руководитель музея, я прошла все трудности и попросила учредителя и директора фонда передать музей государству.
В 2019 году вместе с группой академиков мы написали письмо Президенту Касым-Жомарту ТОКАЕВУ о том, чтобы государство взяло дом-музей на свой баланс. Письмо подписали академики РК НАН: Рабига Сыздык, Омирзак Айтбаев и члены-корреспонденты РК НАН: Рахман Алшанулы, Кенжехан Матыжанов, Ердембек Кажыбек, я и внучка Ахмета Байтурсынулы Айман Кабиденкызы Байсалова. Президент дал распоряжение городскому акимату, и акимат выкупил дом-музей. С 2021 года он стал государственным музеем.
— Что изменилось?
— Проведена реконструкция, музей стал намного лучше. Раньше я работала одна — подметала в помещении, снег чистила во дворе, посетителей принимала, статьи, книги писала. Нелегко было все успевать. Еще постоянно ломала голову — чем платить за коммунальные услуги. Сейчас нам выделили штат работников, все расходы на себя взяло государство. И посетителей заметно стало больше!
«Его цель — чтобы казахский народ, казахская степь стали образованными»
Экскурсию по музею мне провел экскурсовод Данияр ЖАНКАБАЕВ — поклонник творчества Ахмета Байтурсынулы.
Дом-музей состоит из трех экспозиционных залов и учебной аудитории.
В залах размещены экспонаты, связанные с жизнью ученого, просветителя. Фонд дома-музея содержит около 500 официальных документов, относящихся к его жизни и творчеству (300 из них получены из Государственного архива). В учебной аудитории проводятся занятия.
В первом зале «Возрождение духовности» висит портрет учителя. Обратила внимание – Ахмет Байтурсынулы одет с иголочки: светлый костюм, галстук, запонки, пенсне…
— На тот момент казахская образованная элита одевалась очень красиво, одежду шили портные на заказ, — говорит экскурсовод.
На стендах размещены материалы и документальные фотографии Ахмета Байтурсынулы, Жусипбека Аймаутулы и Магжана Жумабая, справки и документальные фотографии о реабилитации Байтурсынулы, его супруги Бадрисафы Байтурсыновой и дочери Шолпан Ахметкызы. Жители Алматинской области до сих пор находят в огородах останки жертв "красного террора"
К его семье я еще вернусь.
Также на стеллажах расставлены книги, научные исследования, сборники материалов, выпущенные после его реабилитации в 1988 году, ордена и медали имени А. Байтурсынулы.
Интерьер музея выдержан в стиле начала 20-х годов — люстры под старину, сдержанная цветовая гамма, на полу лежат казахские ковры.
Во втором зале «Светоч сознания казахского народа» показаны все периоды жизни Байтурсынулы, начиная с детства и до взрослой жизни.
Читаю его “Жизнеописание”, написанное красивым почерком на русском языке без единой ошибки: «Год моего рождения — 1872 год, место рождения — урочище Сарытубек в номер пять ауле Торгайского района Костанайского округа. С 1882 по 1884 год обучался казахской грамоте дома у разных людей, в аульных мектебах, случайно оказавшихся поблизости…».
Ахмет Байтурсынулы родился в состоятельной семье, он из рода Аргын Умбетей. У Умбетея был сын Шошак, от которого родился Байтурсын. Ахмет – сын Байтурсына.
В семье Байтурсына было четверо братьев: старшие братья Ахмета Кали и Какиш, младший брат Машен и единственная дочь Зилаш, родившаяся в 1876 году.
Отец Байтурсын был прогрессивным, справедливым и доброжелательным человеком. В 1885 году он выступил с осуждением противоправных действий начальника Тургайского уезда полковника Яковлева, совершенных в отношении простых казахов. По обвинению в «рукоприкладстве по отношению к уездному» Байтурсына и его братьев посадили в Тургайскую тюрьму. Спустя год, когда Ахмету исполнилось 13 лет, вышел приговор, по которому Байтурсына и его старшего брата Актаса, а также нескольких их родственников сослали в ссылку на 15 лет.
В 1886 году двоюродный брат Ергазы отдал Ахмета на обучение в двухклассное русско-казахское училище в городе Тургае. Потом он поступил в Оренбургскую учительскую школу, которую окончил в 1895 году, получив педагогическое образование.
В 1896–1903 годах работал учителем в аульной, волостной школах, а также двухклассном училище Актюбинского, Кустанайского, Каркаралинского уездов.
— Я восхищаюсь им, это тот человек, который оставил большой след в казахской культуре, — говорит мой собеседник.— Его творчеством я начал интересоваться два года назад. Когда начинаешь понимать его мысли, чувствуешь то, что чувствовал он, почему боролся, какие были цели, идеи… Это первый человек, который говорил, что Абай — великий акын казахского народа.
У него была цель — чтобы казахский народ, казахская степь стали образованными. Он прекрасно владел казахским, русским языками. И про язык говорил: если какая-то нация хочет уничтожить другую, она в первую очередь уничтожит ее язык. Главная сила любой нации — язык.
— Просветитель говорил что-нибудь об образовании казахских женщин?
— Он не разделял мужчин, женщин, не ставил границы, а считал, что все должны быть образованными. На тот момент взрослое население было не очень-то образованное. И для разных категорий населения он готовил учебники, которые были удобными для всех.
Продолжение следует