На фоне ажиотажа на валютном рынке и ослабления тенге практически ко всем валютам многие казахстанцы задаются вполне целесообразным и логичным вопросом: в чем лучше хранить свои сбережения и почему? Наличные в долларах и евро, хранение в золоте, недвижимость и авто, тенговые депозиты или криптовалюта? Какие инструменты окажутся наиболее фундаментальными и долгосрочными в столь шаткий и беспокойный период? Свое более подробное мнение об этом корреспонденту медиа-портала Caravan.kz озвучил отечественный эксперт и аналитик компании Esperio Нурбек Искаков.
«Пока что ситуация развивается в соответствии с нашим базовым сценарием, — отметил наш спикер в начале. — Ситуация в мировой экономике быстро ухудшается, скатываясь в циклический кризис, схожий с кризисом 2008 года. Одно из подразделений Федеральной резервной системы, ФРБ Атланты, уже признало рецессию (два подряд квартала сокращения ВВП США), об этом говорит рассчитываемый ими индикатор GDPNowcast.
Если рецессионный сценарий продолжит реализовываться, а именно такое развитие событий подразумевает наш базовый сценарий, то тогда стратегия сохранения сбережений, которая была наиболее эффективной в 2008-2009 году, естественно, с некоторыми поправками, будет давать лучшие результаты и в период 2022-2023 года».
Эксперт отметил, что в основе этой стратегии находится разделение кризиса на две части, первая — это фаза дефляционного шока, в которой мы сейчас и находимся. Он характеризуется сильным падением цен на все активы, особенно на рисковые (акции, валюты развивающихся стран, «крипту» и прочее). Приоритетной ставкой в первой фазе кризиса являются защитные финансовые инструменты с высокой ликвидностью (скоростью, с которой можно продать их по рыночной цене) и фиксированной (гарантированной) доходностью.
«К таким инструментам можно отнести твердые валюты вроде евро, швейцарского франка, йены, британского фунта, американского доллара, хотя последний в силу высокой вероятности возвращения ФРС к антикризисной политике расширения денежной массы может быть достаточно уязвим.
Также к защитным инструментам можно отнести и краткосрочные (до полугода) тенговые банковские вклады, вклады в твердых иностранных валютах, а также еврооблигации или краткосрочные тенговые облигации. Пропорции этих инструментов в корзине сбережений могут быть разными, в зависимости от индивидуальных условий конкретного инвестора, но в среднем это 60-70 % в тенге и тенговых инструментах с фиксированной доходностью и 30-40 % в твердых иностранных валютах», — обозначил аналитик.
С такой структурой сбережений, подчеркнул Искаков, можно будет уверенно преодолеть первую фазу кризиса и войти во вторую, которая будет характеризоваться запуском антикризисных госпрограмм, а также низкими ценами на активы. По словам эксперта, ориентировочно переход произойдет в начале 2023 года, так что именно здесь инвесторы смогут выйти из защитных финансовых инструментов и приступить к приобретению более доходных активов вроде акций, криптовалюты, драгоценных металлов, а также недвижимости и прочего.
«Курсовые уровни, на которые можно ориентироваться для понимания завершения первой фазы кризиса, выглядят примерно следующим образом: для валютного рынка это курс доллара США в 500,0-520,0 тенге. Для рынка акций это достижение американским индексом широкого рынка S&P 500 диапазона 2000-2500 пунктов, сейчас он находится на отметке 3815 пунктов. Для рынка недвижимости Казахстана – это спад цен на 20-25 % от текущих цен (пример Алматы — вероятное снижение цен с 667 тыс. тенге за кв. м до 520-540 тыс.). Для криптовалюты это достижение диапазона $10-15 тыс. за биткоин. И, наконец, для рынка драгметаллов это снижение с $1800 за тройскую унцию в район $1400, при курсе доллара США в 500 тенге, это снижение с 27 тыс. тенге за грамм золота до 22-23 тыс. тенге», — резюмировал специалист.