И свой последний год в Белом доме Буш начал с турне в приоритетный для США, по мнению аналитиков Вашингтона, регион Ближнего Востока. Помимо Израиля и Палестины в программу визита были включены Бахрейн, Египет, Кувейт, ОАЭ и Саудовская Аравия.
Масштабы турне американского президента соответствуют статусу США, но не могут претендовать на политическую эффективность и целесообразность, особенно, когда это касается стран Ближнего Востока.
Напомним, что визит Дж. Буша в регион преследует две цели. Во-первых, для президента США крайне важно заставить две конфликтующие стороны — Израиль и Палестинскую национальную автономию (ПНА) начать переговорный процесс и прийти к соглашению, способному вывести на качественно новый уровень израильско-палестинские отношения.
Второй целью является проведение разъяснительной работы с лидерами арабских стран по поводу того, что политика Белого дома в отношении руководства Ирана будет постепенно отходить от простых заявлений и выступлений, приобретая прагматичный и бескомпромиссный характер.
Вполне вероятно, что стратеги Белого дома разработали новый план, благодаря которому Дж. Буш пытается хотя бы на последних этапах своего президентства во главе великой державы показать, что внешнеполитический курс, выбранный им в начале своего президентского правления, не только закрепил за США позиции мировой державы, но и расширил сферы влияния Вашингтона.
Между тем становится очевидным, что в последнее время предпринимаемые действия пока еще президента США фактически напоминают внешнеполитический курс его предшественника. Вполне вероятно, что этому способствовала сама деятельность Белого дома, который за несколько лет совершил ряд непростительных для такой страны-тяжеловеса, как США, ошибок.
Можно привести два наиболее значимых их примера, повлекших за собой негативные последствия для США.
Так, Б.Клинтон, в бытность президентом США, проводил кропотливую работу, решая вопрос Северной Кореи. Организовав диалог, Белый дом способствовал снижению напряженности в регионе, а также сумел наладить относительно стабильные взаимоотношения с Пхеньяном.
После прихода к власти Дж. Буша Северная Корея была причислена к «оси зла», с последующим замораживанием отношений между двумя странами.
И только относительно недавно США присоединились к шестисторонним переговорам по северо-корейскому вопросу. При этом основная роль в переговорах шести стран была отведена отнюдь не США, что довольно отчетливо показывает, что авторитета Белого дома теперь недостаточно для председательствования Вашингтона на подобных переговорных процессах.
Другим значительным примером может служить вопрос противостояния между Израилем и ПНА. Напомним, что в последние месяцы работы Б. Клинтон приблизился к заключению соглашения по созданию двух государств. Однако Вашингтон в начале президентства Дж. Буша дистанцировался от участия в разрешении ближне-восточного конфликта, заявив, что не собирается погрязнуть в разматывании арабо-израильского «клубка» противоречий.
Но как видно из последних новостных сообщений, администрация Дж. Буша принимает участие в переговорах с Северной Кореей и активно пытается участвовать в урегулировании арабо-израильского конфликта.
То есть фактически, на сегодня Вашингтон столкнулся с двумя моментами, которые предопределили его дальнейшие действия. Во-первых, Белый дом своими метаниями во внешнеполитической деятельности показал, что при большом количестве «мозговых центров» и известнейших на весь мир стратегов, внешнеполитической доктрины как таковой у США нет.
А принятые проекты типа «Большой Ближний Восток», выдвинутые Дж. Бушем после 2001 года, также не были реализованы в полной мере и не достигли предназначенных для них целей. В результате Белый дом, при анализе многочисленных провалов во внешней политике США, вынужден был пересмотреть свою внешнюю политику с момента вступления Дж. Буша в должность президента по настоящее время.
Во-вторых, Администрация Дж. Буша, возвратившись в своих внешнеполитических приоритетах на несколько лет назад, потеряла не только свое «лицо». Временной фактор еще не раз напомнит о себе Вашингтону, который, осознав с опозданием ошибочность своих действий, решил исправить ситуацию в свою пользу. Но пикантность ситуации заключается в том, что пока Белый дом начинает (успешную/безуспешную) «работу над ошибками», другие страны не стоят на месте, а идут вперед, в результате ситуация в мире меняется с каждым днем, с каждым часом.
В нашем случае процесс можно рассмотреть на реально осуществленных Вашингтоном военных кампаниях, которые с точки зрения Белого дома были призваны расширить зону влияния США и укрепить за США имидж сверхдержавы.
Итак, военная кампания США в Афганистане. Проведенная на высоком уровне работа по формированию общественного мнения вокруг Афганистана, как «гнезда террористов», привлекла на сторону США многие страны мира и международные организации.
Вместе с тем предложив военное решение проблемы, Дж. Буш забыл о политической составляющей, отсутствие которой практически свело к нулю все инициативы США, насаждаемые с помощью солдат коалиции.
Дальше. Оккупация Ирака /вторая антииракская кампания/. Уже для всех стало очевидным, что основной причиной экспансии Ирака вооруженными силами США является не наличие в этой стране ядерного оружия (о котором даже ЦРУ в своем докладе по ситуации в Ираке не стало упоминать), а осуществление Вашингтоном контроля над добычей и распределением энергоресурсов (в нашем случае — иракской нефтью.
И здесь Администрация Дж. Буша повторила ошибку афганской кампании — в стране появились контингенты американских солдат и союзников США, пытающиеся с помощью военной силы распространить американскую модель общечеловеческих ценностей, которая на самом-то деле наносит только вред иракскому обществу и ввязывает страну в гражданскую войну.
Однако и здесь со стороны США не были предложены политические инструменты, способные остановить вал террористических актов и стать основой для начала диалога различных политических сил внутри страны.
***
Конечно, вряд ли кто, отдавая голоса в президентской гонке за Дж. Буша, мог предположить, что проводимый им курс внешней политики будет способствовать падению престижа, сокращению сферы влияния США и т.д.
Кроме того не покидает ощущение того, что Администрация Дж. Буша своей активной (пускай даже и малоэффективной) внешнеполитической деятельностью пытается отвлечь американское общество от того тяжелого экономического положения, в котором сегодня находится сами США.
А между тем выступая в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби, президент США Дж. Буш в очередной раз затронул вопрос об угрозе, которая на этот раз исходит от Тегерана. Как заявил президент США, «…Иран угрожает безопасности стран, где бы они ни находились». В то же время Вашингтон с помощью союзников намерен сдержать иранскую угрозу.
И все бы ничего, но почему-то не покидает осознание того, что подобные выступления уже звучали в исполнении президента США. Как раз в начале военных кампаний против Афганистана и Ирака.
Все помнят, чем окончились «инициативы» Белого дома как для вышеупомянутых стран, так и для самих США. Неужели США наступят на грабли в третий раз?..
Фото с сайта http://www.russian.xinhuanet.com