Вот уже несколько лет здесь говорят о развитии имеющегося потенциала в этой сфере. Только вот что касается конкретных дел, то все остается на бумаге.
И это все?
Если обратить внимание на перспективные проекты туристической отрасли, то первым делом стоит сказать о строящемся археологическом парке “Коне Тараз”. По замыслу местных властей, он должен приносить доходы. Но вот будут ли они чувствительными для бюджета?
На данный момент на территории парка построены музей, смотровая башня, произведены раскопки, но людей для посещения пока не пускают. Между тем наш визит сюда показал: несмотря на многомиллионное освоение средств, найденный материал вряд ли можно назвать богатым и интересным. Что предстает взору посетителей?
Небольшая по площади территория, обойти которую хватит минут пяти-десяти, остатки (большей частью основания) некоторых древних зданий, которые археологи называют мечетью, храмом, баней и цитаделью. Но только на взгляд ученых эти строения представляют большую ценность.
– Наверное, это только начало раскопок? – растерянно говорит российский турист Иван ФЕДОРОВИЧ. – Надеюсь, в будущем здесь произведут новые раскопки и найдут что-нибудь более существенное. Иначе, боюсь, любоваться на эти развалины никто не приедет.
Действительно, удивлять народ, наверное, нужно все-таки чем-нибудь серьезным.
– В Китае, к примеру, есть тысячи древних объектов, которые великолепно сохранились, – говорит ветеран туристической отрасли Азамат ЕРТАЕВ. – В Пекине – Дворец императора, Великая Китайская стена, множество храмов, в каждом из которых сотни уникальных древних предметов! В Сиане – терракотовая армия, представляющая грандиозный интерес для всего мира. Так почему же иностранцы при выборе страны путешествия должны делать выбор в пользу Тараза, а не, скажем, Египта с его Долиной фараонов, Турции с ее древними памятниками и великолепными пляжами, Китая или Узбекистана? Задавались ли этим вопросом наши чиновники?
Кто к нам приедет?
Но, похоже, наши люди мыслят не так глобально. Возьмем тот же Акыртас. Если подумать, то его можно было бы разрекламировать не хуже, чем Стоунхендж. Ведь объект действительно уникальный, овеянный легендами и тайнами. Но опять-таки вопрос: кто сюда приедет, если к комплексу до сих пор нет нормальной асфальтированной дороги?
Пять объектов Жамбылской области включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо Акыртаса, это городища Кулан, Костобе, Актобе и Орнек. Но в эти места до сих пор не разработаны туристические маршруты. Даже жители Тараза и районов области не знают, как доехать до этих уникальных объектов, не говоря уже о приезжих. Нет даже буклетов, по которым можно было бы ознакомиться с достопримечательностями.
Говорят, что данные объекты, равно как и некоторые другие, в былые годы все же посещали туристы из Японии и европейских стран. После – тишина.
– По моему мнению, здесь сказывается одна большая проблема, – считает Азамат Ертаев. – В нашей области – огромные расстояния. Площадь региона составляет около 144 тысяч квадратных километров. Это очень много. Чтобы проехать область с востока на запад, потребуется несколько дней. А в Европе привыкли к маленьким расстояниям. Там от одного города до другого – полчаса езды. И в каждом из них – порядок, развитая инфраструктура и примерное содержание культурно-исторических объектов. Что мы видим здесь? Доехать до Акыртаса из Тараза – час езды, причем кое-где по бездорожью. Если нужны меркенские святилища или городище Кулан – еще как минимум час езды. Каньоны Коксая расположены по другую сторону региона, придется разворачиваться и ехать еще часа два. Но это еще полбеды. По каким дорогам и на каких автобусах мы будем возить туристов? Иностранцы приехали один раз, посмотрели, разочаровались. Нетрудно догадаться, что они скажут своим соотечественникам.
Что имеем – не храним
Кроме этого, возникают другие нюансы. Например, взять городище Атлак, знаменитое тем, что здесь произошло крупнейшее сражение между арабами и китайцами. Во время делимитации границы между Казахстаном и Киргизией памятник, принадлежащий нашей стране, оказался в приграничной зоне соседней республики. Это доставляет большие хлопоты туристам. Чтобы попасть на историческое место, они должны открывать дополнительную визу с Киргизией, иначе осмотреть этот памятник невозможно.
То же самое касается Коксайского каньона. Он оказался на приграничной территории, и теперь полюбоваться его красотами не удастся, так как вокруг дежурят пограничники.
Отсутствие дороги к базе отдыха “Тау Самалы”, расположенной в ущелье Беркара, – тоже проблема. И подобная картина наблюдается почти на всех объектах.
Отметим еще, что пока местные власти и бизнесмены не смогли наладить работу восьми объектов придорожного сервиса вдоль международной трассы Западная Европа – Западный Китай. Проекты появились пять лет назад, но они все еще на бумаге.
Одних памятников мало
Кстати, в регионе недавно разработана и утверждена “Дорожная карта развития туризма Жамбылской области”. Она подразумевает создание инфраструктуры местных достопримечательностей, а также объектов общепита, торговых точек с сувенирной продукцией. Планируется создать город мастеров и запустить брендовые одно- и двухэтажные автобусы для экскурсий по городу.
Но вновь стоит вопрос: не пора ли уже от деклараций перейти к делу? Ведь несколько лет назад был разработан мастер-план по развитию туристической отрасли. Но ничего из запланированного сделано не было.
– К сожалению, на самом деле, для достойного развития туристической сферы не хватает не только финансирования, но и идей, человеческих умов, умелого использования потенциала, инфраструктуры, – резюмирует Азамат Ертаев. – Более того, сами памятники в большинстве своем представляют повышенный интерес лишь для ученых. А вот для обычного туриста интересного мало. Чтобы привлечь сюда настоящий поток, необходимо работать над всеми этими вопросами, попутно создавая современные зоны отдыха с пляжами и водоемами. Ведь каждый турист мечтает не только о том, чтобы ознакомиться с историей, но и хорошо отдохнуть во время отпуска.
Но и здесь, увы, нечем похвастаться. Больших пляжей на водоемах в области нет, а единственный целебный источник Аулие бастау, вокруг которого можно было бы образовать инфраструктуру, чахнет на глазах. Сегодня здесь горы мусора, а местным властям до этого нет дела…
Так о каком туристическом кластере мы говорим?
Добраться до таких объектов весьма непросто – хромает инфраструктура…
ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ