– Некоторые фирмы максимально удешевляют туры, нанимая разбитые старые автобусы, в которых умещают в два раза больше туристов, чем положено, привлекают наспех обученных гидов, готовых работать за маленькую заработную плату.
И люди, вернувшись с такого тура, уставшие и недовольные, считают, что потеряли время зря. И часто так оно и есть! Можно съездить на Тамгалы и вернуться, так и не поняв, для чего ты ходил под палящим солнцем вокруг груды камней, не узнав, что видел уникальные петроглифы! – говорит директор одной из алматинских турфирм Анна Загоруйко.
В отделе туризма при департаменте промышленности г. Алматы нам сообщили, что за прошлый год всего 60 тысяч алматинцев воспользовались услугами туроператоров для познавательных поездок по окрестностям.
– Конечно, эти цифры весьма условны, ведь мы считаем людей, которые едут через турфирмы. Те, кто выбирает места отдыха самостоятельно, в статистику не попадают, – сообщили нам в отделе.
Но даже если умножить попавших в статистику в несколько раз, все равно получится, что куда больше народу предпочло отдыхать за границей. Местный отдых не выдерживает конкуренции с выездным туризмом – ни по уровню комфорта, ни по привлекательности. О Турции и Египте наши граждане знают больше, чем о поющих барханах, которые находятся в нескольких десятках километров.
– Сегодня внутренний туризм – неприбыльный бизнес. Хотя в советские времена мы зарабатывали именно на внутреннем туризме большие деньги, – говорит профессор Владимир Вуколов, декан факультета туризма Казахской академии спорта и туризма. – Я ознакомился с архивными материалами Казахстанского республиканского совета по туризму и экскурсиям, который в те времена руководил всеми профсоюзами, в ведении которых был туризм. Так вот, денежные обороты были огромные, ежегодно наращивали несколько миллионов рублей, ежегодно вводили в эксплуатацию новые базы отдыха. И работали эти базы на полную загрузку! Так, на базах Иссык и Горельник принимали по 200–300 человек каждые три дня в течение четырех летних месяцев! Люди активно путешествовали по всему Казахстану, и это было выгодно государству.
Сегодня – невыгодно. Слишком много сил и денег надо вложить. Отправлять туристов за границу гораздо проще. Да и самим туристам порой отдых в Турции обходится дешевле, чем на родине.
Может быть, ситуация изменилась бы к лучшему, если бы турфирмы, развивающие внутренний туризм, имели налоговые послабления, считает Владимир Вуколов.
А ведь развитие курортных зон могло бы быть на пользу не только туроператорам.
Рядом с уникальными природными объектами живут сельчане, которые могли бы принимать туристов, зарабатывая на этом.
– Это и сейчас возможно, и не надо строить дорогущие отели. Но потенциальные туристы не знают об этих местах, – говорит руководитель проекта “Экологический туризм” Евгений Климов. – Например, туристы едут в Боровое, платят огромные деньги и не знают, что всего в нескольких километрах, на этом же озере, есть село, где открыты гостевые дома по вполне приемлемой цене.
– Вокруг наших национальных парков немало сел, которые могли бы развивать внутренний туризм и тем самым поправить свое положение. Люди с удовольствием будут работать, ведь многие после того, как территория была объявлена национальным парком, потеряли свою основную работу – им запретили рубить лес, охотиться. Развитие туризма в этих селах решило бы много социальных проблем. Местные жители знают свою землю лучше любого гида, они не просто могут рассказать о традициях, они живут этим.
Однако сегодня в Казахстане на туризме зарабатывают от силы в 10 селах рядом с крупными национальными природными парками.