Туризм на грани Закона - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Туризм на грани Закона

Туризм на грани Закона

Приближается новый, 2009 год, а значит, и зимние каникулы в школах, и новый туристический сезон. По радио и телеканалам с еще большей силой зазвучит реклама, соблазняющая отправиться в жаркие страны, сменить серые и тусклые зимние будни на праздник души и живота на берегу теплого моря.

  • 28 Октября 2008
  • 1610
Фото - Caravan.kz

Для иных казахстанцев это уже своего рода традиция — проводить новогодние праздники в экзотических странах, а для некоторых, пока только мечта. Но мечты осуществимы, и даже если у вас нет достаточной суммы на поездку, это не проблема. Если вы работаете и имеете постоянный доход, можно взять беззалоговый микрокредит в банке и отправиться в отпуск. Однако и новички, и туристы со стажем часто делают одни и те же ошибки, о которых и хочется рассказать.
Надо отметить, что казахстанский закон «О туристской деятельности» действует с 2001 года и для настоящего времени немного устарел.
Закон в большей степени регулирует взаимоотношения между турфирмами и органами государственной власти, и практически не затрагивает взаимоотношения турфирм и туристов. То есть по части защиты интересов непосредственно туристов нет никакой конкретики, существуют лишь общеустановленные нормы.
Примечательно, что в законе есть целая глава под названием «права и обязанности туриста», причем она в большей степени ориентирована на иностранных туристов, отдыхающих на территории республики, и нет статьи об обязанностях туристских компаний. А поскольку все, что не запрещено законом, то разрешено, значит, ответственность за выбор турфирмы, сохранность здоровья, багажа и приобретения нормального полноценного отдыха ложится полностью на плечи туриста.
Прежде чем обращаться в первую попавшуюся туристскую компанию, не поленитесь, узнайте: есть ли у нее лицензия, какой стаж работы на рынке туризма, какие услуги они готовы вам предложить, какая у них репутация.
Обычно если у фирмы есть лицензия, то она выставлена в рамочке на самом видном месте, в лицензии указан срок действия и наименование компании, которой она выдана, если вы обнаружите несовпадения, не выясняйте ситуацию, а бегите из этой фирмы без оглядки.
Если лицензии на видном месте вы не обнаружили, можно попросить ее, и сотрудники обязаны предъявить ее без промедлений и отговорок. Стаж работы крупных фирм у всех на виду, ведь мы из года в год слышим и видим их рекламу, но с мелкими компаниями все намного сложнее, а вот информацию о репутации многих туристских компаний можно найти на многочисленных форумах в Интернете.
Например, в начале 2006 года только в Алматы и Алматинской области было зарегистрировано 270 туристских компаний, к концу 2006 года их стало более 600, и далеко не все из них были аттестованы по всем правилам действующего законодательства, а половина — даже не имели лицензий. Может вам и все равно, но знайте, такая контора вполне может испортить вам отдых, быстро исчезнуть с рынка, так что возмещения убытков от подобной фирмы-однодневки вы не добьетесь никогда.
Конечно, как и в любой сфере бизнеса, в туризме существуют как крупные компании, так и мелкие. И каждый турист выбирает турфирму по своему усмотрению: кому-то не хочется ехать в другой конец города, потому что удобно зайти в ближайший офис, многие считают, что совершенно нет никакой разницы, где купить путевки и авиабилеты, но это заблуждение.
Хочу выделить главные отличия. Во-первых, каждая крупная туристская компания отправляет своих менеджеров по туризму в информационные туры, где они самостоятельно знакомятся со страной, получают ознакомительные экскурсии, и совершенно четко могут сориентировать клиента в вопросах тонкостей культуры, быта, кухни, религиозных особенностей той страны, в которой сами побывали.
Кроме того, такой менеджер точно предупредит вас о возможных тропических болезнях, и прочих неприятностях, которые могут с вами случиться.
Также во время инфотура менеджеры изучают отели, которые предлагает принимающая сторона, и могут подробно рассказать о них. Поэтому менеджер крупной фирмы, который предлагает тур, является квалифицированным специалистом, и даст подробную консультацию о выбранном направлении отдыха.
Мелкие фирмы не в состоянии оплачивать своим сотрудникам подобные поездки, значит, их информация ограничена общими знаниями о далеких странах. Соответственно, вы не сможете получить грамотную консультацию.
Во-вторых, каждая уважающая себя компания имеет контракты с турфирмами принимающей стороны, и в них четко оговорены условия встречи туристов в аэропорту, транспортировки (трансфера) от аэропорта до отеля и обратно, размещения в отеле, организации экскурсий. И если турист покупает тур в крупной компании, то у него появляются своего рода гарантии, что он не потеряется в аэропорту, не останется в чужой стране без помощи. У мелких компаний обычно нет партнеров за рубежом, и чтобы отправить туриста отдыхать, они покупают туры у крупных, и перепродают со своей накруткой, при этом накрутка составляет от 50% и выше — кому как совесть жадность позволят.
В настоящее время во многих туристских компаниях Алматы есть свои авиакассы, значит, они могут сразу проконсультировать вас по стоимости авиабилетов, о наличии скидок в тех или иных авиакомпаниях, если требуется пересадка, о стыковках самолетов, однако самые крупные туристские компании бронируют самолеты для обеспечения чартерных рейсов, следовательно, и туры, которые организуются такими компаниями — дешевле.
Эта истина в наше время известна даже детям — оптом всегда дешевле. Имейте в виду, если в фирме, в которую вы обратились, нет своей авиакассы, значит, вы имеете дело с обычными посредниками, и любая услуга вам обойдется на порядок дороже, чем если вы обратитесь в крупную фирму.
В отдельную группу хочется выделить туристские компании на алматинском рынке, которые работают конкретно по одному направлению. Допустим, одна из компаний уже на протяжении многих лет работает в ОАЭ, имеет несколько «своих» отелей в Эмиратах, и штат своих сотрудников, соответственно в Арабские эмираты лучше ездить с ней. В Алматы есть ряд крупных компаний, которые работают с одним направлением больше чем с другими, так что если вы точно решили в какую страну поедете, ищите компанию, которая имеет свои представительства именно в данной стране.
Итак, если вы хотите получить качественный относительно недорогой отдых, то лучше всего приобретать тур, который включает в себя: а) чартерный перелет, б) отель который вам по средствам 3-5 звезд, и прочие удобства, включая трансфер, экскурсии, праздничные программы, если вы летите в отпуск в праздничные дни.
Также вместе с путевкой и авиабилетами вам должны вручить медицинскую страховку, которую турист оплачивает при покупке любого тура, и вы обязательно должны подписать договор с компанией, в котором будут точно указаны такие условия как: купленный вами тур, дата отъезда, дата возращения, класс отеля, права и обязанности туристской компании.
Большинство мелких компаний предпочитают подобные договоры не подписывать. Если вам во время отпуска предоставят не тот отель, который вы оговаривали перед покупкой тура, то, имея дело с крупной компанией, вы сможете возместить свой ущерб. Потому что крупная компания ради своей репутации скорее заплатит неустойку, чем предаст огласке факт несовпадения слова и дела. А мелкая — спокойно избежит такой ответственности.
Но есть и приятные новости. В Казахстане с 2003 года действует закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента». Он обязывает все крупные туристские компании, имеющие лицензию на осуществление туристской деятельности, страховать свою ответственность перед туристами. Есть некий фонд, куда поступают деньги от туристских компаний, после заключения договора страхования между туристской компанией и страховой компанией, который должен покрывать материальный ущерб, понесенный туристом во время отдыха. Для возмещения ущерба турист должен обратиться в суд, размер выплат устанавливается в судебном порядке.

Рисунок с сайта http://n.neva.su