Туроператоры обычно первыми ощущают последствия финансового кризиса, потому что даже в штормящем мире современный человек ни от еды, ни от одежды, ни от оплаты коммунальных услуг или обучения детей отказаться не может.
Жертвовать приходится в первую очередь вещами, которые не входят в список первой необходимости. И открывают этот список, как правило, туризм и отдых, особенно отдых за рубежом.
По словам директора Казахстанской туристской ассоциации Рашиды Шайкеновой, уже семь процентов туркомпаний приостановили свою деятельность, отпустив сотрудников в неоплачиваемые отпуска, или вовсе закрыли фирмы. Несмотря на обращение Президента страны к предпринимателям и работодателям сохранять рабочие места, туркомпании вынуждены проводить сокращения, так как не имеют средств для поддержки своих коллективов. Особенно заметен спад в тех фирмах, которые работают на прием или на Иссык-кульское направление, пользующееся спросом только летом.
Как показывает статистика, по сравнению с 2007 годом внутренний и въездной туризм уменьшился в нашей стране в 2008 году на 52,4 процента. А сами нежелательные тенденции начались еще в середине прошлого года.
— 2007 год оценивался как пик развития туризма, — рассказывает Рашида Рашидовна. — Тогда потоки туристов в страну и из страны стабильно увеличивались. Такими же были и первые два месяца прошлого года. А к осени 2008 года ситуация резко ухудшилось — мировой кризис в первую очередь сказался на туризме.
Впрочем, влиял не только кризис, отмечают туроператоры. Неразумная политика чартерных программ, большое количество, к примеру, маленьких иностранных авиакомпаний, их демпинг на рынке, отсутствие поддержки государственных структур туристической деятельности — все это тоже не способствует развитию отрасли. Отрасли, подчеркнем, которая тянет за собой подъем еще 32 отраслей экономики!
— Начиная с сентября, мы столкнулись с кризисом, связанным с резким ростом цен на авиационное топливо и всеми доплатами за чартерные рейсы, — комментирует Р. Шайкенова. — Затем последовала лавина специальных предложений, которая начала волну демпинга на выездном рынке, особенно по массовым направлениям, к примеру, в Турцию. В итоге объемы увеличились, а с финансовой стороны многие туркомпании завершили сезон с убытками. Не успели войти в зимний сезон, как грянули политические события в Таиланде (а это один из самых популярных зимних маршрутов), затем наступил общий финансовый кризис и вскоре — девальвация национальной валюты.
Есть, правда, нюансы скорее субъективные, чем объективные. От кого, например, зависит, что в республике, имеющей огромные запасы нефти, непомерно высокие цены на авиабилеты? Вопрос, уже набивший оскомину, но факт остается фактом: в Алматинском аэропорту тонна авиационного бензина стоит 1300 долларов, тогда как в других странах — 550-650. Наша страна покупает его по высоким ценам в России, имея собственное сырье для его производства. И авиаперевозчикам приходится учитывать это в стоимости билетов.
Так цены на многие составляющие — транспорт, продукты, гостиничный сервис и другие — повышают стоимость отдыха, поскольку связаны с курсом доллара. К примеру, до девальвации тенге туристическая путевка в Арабские Эмираты стоила 140 тысяч тенге, на следующий день после корректировки курса поднялась на 50 тысяч тенге. Потребители начинают отказываться от таких услуг.
В туристических компаниях утверждают, что им не хватает взаимопонимания с отраслевым министерством. Даже на статистику их взгляды расходятся. По официальным данным, в страну за год приезжает восемь миллионов туристов их других государств. По мнению Даурена Валиева, исполнительного директора ТОО «МАЛ Хан Тенгри», цифры сильно завышены, в эту статистику включили даже гастербайтеров или граждан Узбекистана, едущих за товарами в Китай через Казахстан. С целью отдыха, за год в нашу страну приехало не больше 45 тысяч туристов.
Этот поток мог бы быть намного более мощным. Кризис, болезненно ударивший по данному виду бизнеса, в то же время позволяет обратить взоры на возможности внутреннего рынка, видеть его перспективы и развивать въездной и внутренний туризм. Но, считает Тимур Дюсенгалиев, директор компании «Жибек Жолы», есть немало препятствий административного и другого характера, которые мешают увеличивать возможности этого сектора.
Огромной популярностью у нас и за рубежом, например, пользуются национальные природные парки. Само их название говорит о том, что они, как памятники растительного и животного мира, должны использоваться для туризма, конечно, с условием выполнения всех норм и правил. Но многие директора, говорит Тимур Дюсенгалиев, решили, что эти парки — их собственность, и они решают их судьбу.
— Мы пятнадцать лет занимаемся внутренними маршрутами, в том числе знаменитыми Кольсайскими озерами, номинантами на звание семи чудес Казахстана. И находимся в противостоянии с администрацией нацпарка, считающей, что не нужно создавать в этих местах цивилизованной инфраструктуры — туалетов, мест отдыха, — говорит представитель ассоциации. — Закрыт и популярнейший пеший переход через три озера к кыргызскому Иссык-Кулю. Словом, то, что вошло в кластер туризма, остается для наших и иностранных туристов недоступным.
В большинстве стран национальные парки находятся в ведомстве по туризму, у нас они отнесены к Министерству сельского хозяйства, которое не заинтересовано в их развитии как привлекательных туристских территорий.
Мешают и другие барьеры. К примеру, в Японии, где не так много природных мест, за посещение их денег не берут. В США за въезд в нацпарки платят всего пять долларов. У нас плата начинается со шлагбаума, и даже когда туристы ставят палатку, к ним подъезжают сотрудники нацпарка и требуют заплатить.
Девять национальных парков являются основным ресурсом для развития всех видов туризма. Но, говорят представители туротрасли, политика руководства некоторых парков строится под девизом «не пущать», и туроператоры не могут развивать инфраструктуру на их территориях, делать эти красоты доступными и в то же время охраняемыми. А парки, вместо того, чтобы заниматься основным своим делом — сохранением и преумножением растительного и животного мира, стремятся заниматься туристским бизнесом самостоятельно, то обладать несвойственными им функциями.
Есть проблемы и в развитии делового или конгрессного туризма. Этот важнейший сегмент отрасли, по всему миру его объемы достигают 840 миллиардов долларов. 70-80 процентов всех въезжающих в нашу страну именно деловой туризм называют целью своего приезда. Деловой турист приносит в три раза больше денег в страну, чем обычный, утверждает представитель Ассоциации Эдуард Эдоков. И хотя прошедший год был в целом благоприятен для данного вида предпринимательства (в Астане, Алматы и других регионах проводилось немало конференций, конгрессов, семинаров), условия для его развития пока оставляют желать лучшего. Мешают нехватка инфраструктуры и коммуникаций, неудовлетворительные дороги и малое число высококлассных гостиниц, а также отсутствие в нашей стране так называемого конгресс-бюро — специальной структуры, которая делает промоушен нашей страны именно в этом секторе. Не готовятся кадры для делового туризма, наше государство мало представлено на выставках этого вида бизнеса. Пожалуй, есть только одна хорошая новость: несмотря на тяжелые времена, в этом году будут достроены четыре пятизвездочных отеля.
Представители туркомпаний предлагают возобновить работу Экспертного совета при правительстве, советов по туризму и все вопросы, связанные с их деятельностью, решать совместно.
Между тем прогнозы Всемирной туристкой организации на этот год весьма неутешительны. Мировой туризм будет стагнировать в течение всего года. Он может сократиться на 25 процентов. Причем Америка и Европа будут затронуты этим сокращением заметнее других континентов, так как их экономика находится в кризисе. В Азиатско-Тихоокеанском регионе ситуация будет лучше, но рост все равно замедлится.
Ну а те наши граждане, которые все же смогут позволить себе отдых за пределами страны, будут чаще выбирать страны Восточной Европы и Китая, где качество сервиса достаточно неплохое, а цены намного ниже, чем в Западной Европе. И, конечно, традиционными останутся турецкий берег и кыргызская жемчужина.
Остается начать откладывать тенге на лето. Попробуем экономить на чем-нибудь другом, ведь в кризисные времена отдых нужен не меньше, а может быть, даже больше, чем в благополучные.
Иллюстрация с сайта http://novzak.ru