Международное информационное агентство «Фергана» приводит следующие данные. Эрдоган неоднократно просил руководителей разных стран закрыть турецкие лицеи, частично финансируемые лидером движения «Хизмет» Фетхуллахом Гюленом – главным идейным оппонентом турецкого президента и заявлял, что движение Гюлена ведет антигосударственную деятельность и носит не религиозный, а экстремистский характер. Проживающий в настоящее время в США Фетхуллах Гюлен обвиняется турецкими властями в шпионаже, попытке создания незаконной группировки и свержения власти, сообщает Радиоточка.
Просветитель в изгнании
В 2008 году (на фоне закрытия уголовного дела в Турции, где Гюлена обвиняли в антигосударственном заговоре) он был выбран самым влиятельным интеллектуалом мира в рамках опросов журналов Prospect и Foreign Policy. В число «100 самых влиятельных людей мира» Гюлена (пускай и не на лидирующих позициях) регулярно включает журнал Time, а уж во всевозможных списках наиболее влиятельных мусульман — Гюлен всегда в авангарде, сразу за нефтяными шейхами и главами международных организаций.
После крупного коррупционного скандала «Большая взятка» (в котором были завязаны близкие люди Эрдогана), разразившегося в декабре 2013 года, президент Турции объявил Гюлена врагом народа, устроившего «параллельную структуру» в государстве. В декабре 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена, он был объявлен в международный розыск. Вскоре полиция Турции провела массовые обыски в редакциях местных СМИ, задержав несколько десятков человек, замеченных в резкой критике действующей власти.
Ранее Эрдоган и бывший имам мечети в Измире Гюлен были соратниками, но потом оказались идейными противниками. Причем лидер «Хизмета» — приверженец «мягкого ислама», в отличие от экспансивного президента. Тем не менее, «мягкость» деятельности Гюлена, — видимо, следствие более последовательной стратегии. Его структуры в 160 странах продвигают идеи пантюркизма, давая качественное образование в лицеях и финансируя издательства, СМИ, журналистов, блогеров. О профессионализме и далеко идущих планах Гюлена в свое время писала «Независимая газета»: «О сотрудничестве ЦРУ с движением «Нурджулар», с которым, как считается, связана группа Гюлена, рассказывается и в вышедших в конце 2010 года в Турции мемуарах Османа Нури Гюндеша.
«Непосредственный свидетель переворотов и анархии». Гюндеш был главным советником разведки при премьер-министре Турции в 1993–1997 годах Тансу Чиллер и очень хорошо осведомлен о тогдашней ситуации. По его словам, «в открываемых школах, в особенности в тюркских республиках, община Гюлена содержала американских агентов ЦРУ с дипломатическими паспортами в качестве преподавателей английского языка». Около 70 таких сотрудников работали в Узбекистане, 60 – в Киргизии и т.д.».
Авторы статьи в «Википедии» пишут: «По мнению ФСБ России, «Нурджулар» (секта суннитского направления – "Радиоточка") Гюлена занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих последователей в органы власти и управления, как в Турции, так и в других государствах. «Нурджулар» является многоуровневой, четко структурированной организацией. Ее деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к данной организации. В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют во всех странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их последователей достигает 4 миллиона человек. Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Уже длительное время активно «осваиваются» территории целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы».
На грузинском портале «проект Института Евразии» делаются следующие выводы: «Результаты анализа деятельности Ф. Гюлена по материалам турецких средств массовой информации показывают резкий рост совокупного капитала его общины с середины 80-х годов. В настоящее время он составляет более 50 миллиардов долларов, что дает основание предполагать искусственное вливание денежных средств в развитие структур Ф. Гюлена, а также причастность его организационных структур к высокодоходным незаконным видам бизнеса (наркотрафик, торговля оружием)».
Образование или политика?
Между тем, с президентом Турции ссориться хотят не все. После визита Эрдогана в Азербайджан весной 2014 года власти этой страны, являющейся партнером Турции, закрыли 11 турецких лицеев. Турецкие школы закрыли в Габоне, Сенегале и Эфиопии. А несколькими годами ранее турецкие лицеи прекратили свою деятельность в Туркменистане, Узбекистане и России. Но в Албании власти страны наотрез отказались от просьбы Эрдогана.
В январе 2015 года министерство образования Таджикистана сообщило, что не продлит соглашение о сотрудничестве с компанией «Шалола», которая управляет деятельностью таджикско-турецких лицеев, если лицеи не будут функционировать на благотворительной основе. В Таджикистане работают 6 таких учебных заведений, плата за обучение в них составляет около 1000 долларов США в год. Позже стало известно, что с сентября этого года все таджикско-турецкие лицеи в стране, которые относятся к движению «Хизмет» Фетхуллаха Гюлена, будут преобразованы в «школы для одаренных детей», а изучение турецкого языка в них прекратится. Ожидается, что все расходы на обучение в этих образовательных учреждениях будет производиться, как и ранее, за счет родителей учащихся.
Агентство «Фергана» отмечает: «Отношение местного населения к турецким лицеям неоднозначно, призывы к их закрытию звучали уже не раз. Некоторые считают, что лицеи насаждают в республике идеи пантюркизма и могут представлять угрозу национальной безопасности Таджикистана. Вместе с тем, многие признают, что уровень образования в турецких лицеях гораздо выше, чем в местных учебных заведениях, и большинство их выпускников без особых затруднений поступают в вузы Таджикистана и зарубежных стран. В Казахстане за 20 лет было открыто 30 казахско-турецких лицеев. В апреле 2014 года Минобразования республики заявило, что в стране не намерены закрывать казахско-турецкие лицеи. По словам чиновников, эти учебные заведения полностью находятся в ведении государства, и «турецкие власти не могут повлиять на работу этих школ».
Добавим помимо вышесказанного, что, в одной из статей эксперт Eurasian Research Institute (ERI) Данияр Косназаров, сообщал о том, что в Казахстане деятельность издательства «Кокжиек» (выпускает религиозную литературу) спонсируется членами движения Гюлена.
Также, по данным научного сотрудника французского института анатолийских исследований (Стамбул) Байрама Балджи, фонд «Катев» полностью контролируется движением «Нурджулар». В марте 2008 года Комитет национальной безопасности Казахстана провел проверку одного из этих лицеев в Шымкенте. В ходе проверки выяснилось, что турецкими преподавателями там велась среди учениц пропаганда идей Гюлена. Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави (Алматы, филиалы в Кентау и Чимкенте) открывался при участии этого фонда. Под руководством Международного общественного фонда «KATEV» находятся: 29 казахско-турецких лицеев, университет имени Сулеймана Демиреля, Жамбылский экономический колледж в Таразе, начальная школа «Шахлан», международная школа «НурОрда» в Усть-Каменогорске.
Кроме того, аналитики в Кыргызстане и России связывают организации Гюлена с религиозным движением сулейманитов (просуфийская секта). В частности, делается предположение, что "Нурджулар" и "Сулейманиты" финансируются турецким фондом "Туркие диянет вакфы" (ТДВ, Турецкий религиозный вакуф).