По его словам, по проливу в год проходит 48 тыс. судов, и нефтяные танкеры составляют всего 3 процента от общего количества. К тому же тенгизская сырая нефть, которая в настоящее время транспортируется небольшими танкерами типа Panamax, водоизмещением 40-90 тыс. тонн, теперь будет загружаться в большие танкеры типа Suezmax. В результате количество перевозок компании Chevron через Босфор фактически станет меньше, чем сейчас — 100 судов вместо 160.
«Хоть пролив Босфор относится к международным водам, CHEVRON в ходе переговоров с властями Турции решил пойти на некоторые уступки», — сказал Наттинг. Во-первых, компания планирует для всех перевозок привлечь только турецких лоцманов, прежде обучив их в морском колледже города Тулса, созданном для обучения флотских экипажей CHEVRON. Во-вторых, компания заявила также о намерении использовать суда с двойным корпусом для транспортировки нефти через турецкие проливы. Собственный танкерный флот CHEVRON на данный момент насчитывает 33 судна. Если прибавить к этому еще 30-40 судов, связанных с компанией едиными контрактами по перевозке, то общая их грузоподъемность составит 7 млн. тонн. Однако эти доводы не успокаивают турок. Как пишет Milliet, «все глаза в Турции прикованы к новому нефтепроводу КТК, через который пойдет нефть из Казахстана в Новороссийск, а оттуда танкерами — в сторону Босфора и Дарданелл. По расчетам, от 100 до 160 танкеров дедвейтом 70-150 тысяч тонн будут ежегодно проходить через проливы, и это движение будет для Босфора опаснее бомбы», — говорится в комментарии газеты.
Напомним, что турецкие морские власти ввели ограничения на размеры и технические характеристики судов, проходящих по Босфору. В частности, они должны иметь в длину не более 300 метров, проводить их по проливу должны только местные лоцманы, а танкеры должны к тому же иметь двойную обшивку для предотвращения разлива нефти в случае аварии. Кроме того, вводятся ограничения на возраст судов. В пролив не допускаются суда, исчерпавшие эксплутационный срок.