Однако уже сейчас ясно, что пограничным, таможенным, транспортным и другим службам стран необходимо срочно согласовывать законы и правила, которые действуют в каждой из них, касаясь производства и перемещения различных товаров — в них обнаруживается все больше нестыковок.
Сегодня, несмотря на многолетние усилия, нормальной, понятной и удобной системы таких унифицированных правил и законов нет. Что вызывает многочисленные недоразумения и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели всех стран.
Бизнесмены из «Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана» попали в трудное положение и обратились в различные государственные органы с просьбой срочно разрешить возникшую правовую коллизию. Речь идет о санитарно-карантинном досмотре грузов, направляемых из ближнего и дальнего зарубежья автомобильным и железнодорожным транспортом. А также о требованиях, которые с этого года предъявляют санитарно-карантинные пункты на государственной границе Республики Казахстан.
В ноябре прошлого года все экспедиторские организации получили письмо от АО «НК «Казахстан темiр жолы», где, ссылаясь на письмо Государственного учреждения «Юго-восточный межрегиональный департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте» Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 11 сентября 2009 года за №07-27-1972, — оно сообщило об изменениях в порядке санитарно-карантинного досмотра грузов.
Согласно этому документу, с 1 января 2010 года при пересечении государственной границы, грузоотправители вместе с железнодорожными документами должны направлять оригиналы сертификата соответствия и сертификата происхождения, выданные органами по сертификации продукции, аккредитованными в национальной системе сертификации или копию сертификата, заверенную в установленном действующим законодательством Республики Казахстан порядке. А при отсутствии данных документов, ввоз грузов на территорию Республики Казахстан будет запрещен.
По мнению предпринимателей, данное нововведение создает угрозу срыва деятельности производственных предприятий в 2010 году, который, по прогнозам, итак будет достаточно сложным для промышленных предприятий. Сейчас как раз ведутся активные переговоры о взаимном сотрудничестве, подписываются договоры о поставках продукции. Но исполнить договорные обязательства, ввиду новых обстоятельств, будет нереально, считают бизнесмены.
Новые требования ставят бизнесменов в тупик. Потому что просто противоречат здравому смыслу! Теперь грузоотправитель должен будет сделать запрос грузополучателю с казахстанской стороны о предоставлении сертификата соответствия и сертификата происхождения на продукцию самого грузоотправителя. В свою очередь, грузополучатель должен получить данные документы — не имея в наличии продукции!
Предприниматели недоумевают: как это вообще возможно, поскольку ни один орган не возьмет на себя такую ответственность. Затем грузополучатель должен отправить документы грузоотправителю — и только после этого грузоотправитель может направить груз получателю! При этом заметим, что такие требования выдвигает только казахстанская сторона.
Для того, чтобы пройти таможенную границу другого государства достаточно предъявить стандартный пакет документов. Новые непонятные правила бизнесмены расценивают как появление еще одного административного барьера, созданного государственным органом. Откуда взялась надобность «гонять бумаги» туда-сюда?
Мало того — новые требования противоречат действующему законодательству. Так согласно п. 5 «Правил ввоза (импорта) пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации», утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2008 года №165, существует определенный перечень продуктов, подлежащих обязательному контролю со стороны уполномоченного органа, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на границе и транспорте Республики Казахстан, а именно: детское питание, пищевые и биологически активные добавки к пище, генетически модифицированные объекты, красители, материалы и изделия, контактирующие с водой и продуктами питания, химические вещества, отдельные виды продукции и веществ, оказывающие вредное воздействие на здоровье человека.
Таким образом, все остальные группы продуктов обязательному контролю не подлежат. Но по новым требованиям Госнадзора — еще как подлежат! Также требования Госнадзора, указанные в письме, противоречат п. 8 вышеуказанных правил, согласно которым на территорию Республики Казахстан допускается ввоз (импорт) пищевой продукции из других государств, подлежащей государственной регистрации, при наличии документа, удостоверяющего безопасность пищевой продукции и выданного страной-экспортером.
Предприниматели обратились с письмом к министру здравоохранения РК Ж. Доскалиеву с просьбой отменить нелепые новые правила, противоречащие законодательству Республики Казахстан. Они, по их мнению, создают угрозу срыва непрерывной деятельности производственных предприятий, что, в конечном счете, отразится на финансовом положении предприятий и на экономике в целом.
Пищевая промышленность Казахстана работает во многом на импортном сырье. И срыв поставок или даже задержка их — снижение товарооборота, сокращение рабочих мест, налогов в бюджет.
Но, пока письмо не отозвано, правила не отменены, железная дорога не может принять грузы без соответствующего документального оформления. А бизнес — в тупике в прямом и переносном смысле слова.