Трус не играет в кокпар - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трус не играет в кокпар

Трус не играет в кокпар

В самом популярном национальном виде спорта грядут большие перемены. Во-первых, в следующем году Казахстан будет принимать первый чемпионат мира по кокпару, а во-вторых, игроков потихоньку приучают использовать вместо традиционной тушки козленка… муляж.

  • 16 Ноября 2016
  • 5496
Фото - Caravan.kz

Культ волка

Кокпар – одна из самых популярных национальных спортивных игр в Казахстане. В ней наездники борются на скаку за тушу козленка, которую необходимо забросить в казандык (ворота). Причем туша считается не снарядом, а… пищей. Из нее (по стандарту она должна весить 30–35 кг) получается великолепный куырдак – популярное блюдо из мяса. То есть с кокпара уходят еще и сытыми. Раньше после игры тушу козленка было принято отдавать в те дома, где недавно родился ребенок или у кого намечался свадебный той. Сегодня после соревнований игроки, как правило, сами съедают нежное отбивное мясо либо делятся с гостями турнира.

Так как же появился кокпар? Предпосылки возникновения игры восходят к архаичным временам:

– Кокпар является выражением древнего представления народа о борьбе двух начал, – рассказывает писатель Кайрат ЖАНАБАЕВ. – Но, по сути, это отражение древних тотемистических представлений, связанных с культом волка или волков. Вспомните, как волки в природе разрывают тушу, один у другого ее вырывает (как и в кокпаре – игроки двух команд борются за тушу козленка, отнимая ее у соперника). Также это один из факторов воспитания: силы воли, ловкости, изворотливости воина. В условиях сложной борьбы и выживания кочевники должны были быть выносливыми. Поэтому в кокпаре участвовали юноши и все взрослые члены коллектива, кроме женщин. Сейчас очень много казахских видов борьбы и состязаний возрождаются заново и имеют чисто игровую семантику, а раньше это было испытанием юношей на выносливость.

Тот-кого-нельзя-называть

Более современное объяснение возникновения игры связано с обустройством повседневного быта номадов. В поисках пастбищ кочевые народы перемещались из одного места в другое, и это всегда сопровождалось завоеванием территории.

– Данные земли, как правило, были обжиты дикими животными, в том числе и волками. Поэтому кочевники, приходя на новое место, сначала смотрели вокруг, есть ли там волчьи норы, – говорит доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта КазНУ имени Аль-Фараби Елемес АЛИМХАНОВ. – Мужчины охотились за этими волками, выгоняли их, устраивали облаву. Того, кто больше принесет волков, аксакалы поощряли, одаривали, хвалили, говорили, что он – батыр, боец, защитник. Поэтому мужчины старались истребить как можно больше хищников. На охоту выходили по нескольку человек. Ружей тогда не было, иногда они ставили капканы, но чаще использовали длинные крепкие палки – сойыл, чтобы удобно было бить волков, сидя на коне. Охотники гоняли их часами, подключая свежие силы. Применялись разные приемы. Я думаю, что после охотники устраивали между собой игру “Кокпар” с тушей пойманного волка с целью – кто первым доставит ее к дому, где живет уважаемый аксакал.

С появлением огнестрельного оружия началось поголовное истребление волков. Их стало мало. По этой причине для игры “Кокпар” начали применять тушу козла, шкура которой является очень крепкой для перетягивания.

“Кокпар” означает “синий волк”. Как правило, волки имеют окрас из смеси цветов – серый, белый, черный, бурый, так откуда же стал фигурировать синий?

– Большой синий волк – это всегда вожак, арлан. Вообще у казахов существует табу на произношение, то есть никогда не говорят каскыр (волк), его называют аты жок (безымянным) либо кок (синим). И сразу понятно, что речь идет про волка. Эта традиция сохранилась до сих пор, может, молодежь и не слышала, а старшее поколение знает. Скажешь вслух “каскыр” – и могут быть неприятности, такое поверье, – уточняет Елемес Алимханов.

Удовольствие для мужчин, или Неженская игра

Сильные мужчины резвятся на своих жеребцах, демонстрируя удаль – картина, которая раньше была скрыта от женского взора. Игры кочевых гладиаторов могли вкушать только другие представители мужского пола, для женщин они были под запретом.

– Женщин не пускали туда, где проходили игры. Считалось, что если они появятся на кокпаре, то произойдут какие-то несчастья. Я до сих пор помню, как в детстве во время соревнования умер один человек и пошли разговоры, что, мол, это из-за того, что женщины там были, – рассказывает Бибизия КАЛШАБАЕВА, доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнологии и музеологии КазНУ имени Аль-Фараби.

Сегодня сексистские рассуждения частично канули в Лету, и среди самых горячих фанатов кокпара – много представительниц прекрасного пола. К слову, Международный олимпийский комитет (МОК) просит соблюдать гендерный баланс и включать женщин во все виды спорта. Но кокпар и сегодня остается сугубо мужским занятием.

– Я сам не сторонник, чтобы кому-то запрещать. Если мы хотим развиться, то должны поддерживать и желание женщин участвовать в играх, – пояснил “КАРАВАНУ” президент федерации “Көкпар” Ерлен ОСПАНОВ. – Если вам интересно, пожалуйста, приходите, играйте. Правда, желающих из числа девушек мы не видели. Женских команд не было и нет. В основном они приходят поболеть за мужчин.

Кто знает, может, однажды в кокпар начнут играть и девушки, ведь древние амазонки имеют в истории хорошее реноме профессиональных наездниц и воительниц.

Кокпар в искусстве

Кокпар вдохновлял и продолжает вдохновлять казахстанских представителей мира искусства. Например, в Алматы в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева хранятся посвященные этой теме работы Евгения Сидоркина, Канафии Тельжанова и Ерболата Толепбая. Живописное полотно 1960 года Тельжанова “Кокпар” является визитной карточкой в экспозиции музея.

– Эти работы передают стремительную динамику скачки, накал борьбы, захватывающий спортивный азарт, – рассказали нам в музее. – Они наполнены пафосом борьбы, атмосферой энергичных действий и схваток. Художники показывают, что в народных играх и обрядах прослеживаются аспекты национальной психологии, традиций и нравов. Особенно выразительна круговая замкнутая композиция литографии Сидоркина “Кокпар”. На листе белой нетронутой бумаги отчетливо выступают выпуклые объемные фигуры всадников – участников игры, они изображены в стремительном движении, их вытянутые руки готовы мгновенно перехватить у соперника желаемый трофей. Работая над этой серией, Сидоркин признавался, что казахские национальные игры поразили его своей смелостью и азартом.

Юг в лидерах

Сегодня в кокпар играют в Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, Китае, Турции, Монголии, России. С начала тысячелетия регулярно проводятся чемпионаты Казахстана, а в 2013 году в столице прошел чемпионат Азии. Штаб-квартира Республиканской федерации по кокпару находится в Астане. Интересуюсь, пересчитывали ли в стране всех играющих в кокпар?

– Совместно с министерством культуры и спорта мы насчитали, что 269 000 человек в Казахстане занимаются национальными видами, сюда входит и кокпар. Можно сказать, что те, кто живет в аулах, все играют в кокпар. Каждый хороший наездник себя считает кокпаристом, – рассказывает президент федерации “Көкпар” Ерлен Оспанов. – В прошлом году на праздник в честь 550-летия Казахского ханства в Шымкенте собралось 12 000 кокпаристов, хотели даже внести в Книгу рекордов.

Считается, что этот спорт лучше всего развит в южных регионах, поэтому команды из Тараза и Шымкента, как правило, лидеры крупных соревнований. А Жамбылский клуб “Аулие-Ата” – девятикратный чемпион Казахстана. Только в Южно-Казахстанской области насчитывается более 2 000 кокпаристов! А лошадей для кокпара – и того больше.

Главное – безопасность

– В чем заключается философия кокпара? На вражеской территории наши предки выступали на лошадях, и если кто-то из своих получал ранение, его забирали с поля боя и, передавая друг другу, уносили. Для этого нужны были сила и выносливость, которые развивались при игре, – продолжает Ерлен Абильханович.

Говорят, что в советское время кокпар запрещали из-за высокого травматизма. Сторонники игры утверждают, что игра не более опасна, чем всенародно любимые борьба или бокс.

– У нас используются особые стремена, чтобы нога в них не застревала. Совместно с международной федерацией было решено убрать казандыки (ворота), – делится новшествами Оспанов. – Теперь будут специальные круги на земле, выделенные знаками. Это предложение было от других стран, потому что, кроме киргизов и казахов, остальным в казандыки закидывать очень сложно. На казандыках из бетона дети, бывало, сотрясения получали, лошади ноги портили. Было несколько вариантов, чем их заменить, но самое главное – безопасность.

Другие нападки на кокпар – обвинение в жестокости. Играть с тушей мертвого животного в современном гуманном обществе считается варварством. То, что было естественно для предков, сегодня уже не выглядит этичным. Хотя в мире до сих пор есть куда более жестокие практики, например, испанская коррида. Этот момент и стал камнем преткновения на пути включения кокпара в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, специальная комиссия этим летом пока отклонила совместную казахстано-киргизскую заявку, предложив заменить тушу козленка на муляж.

Как играют профессионалы

С капитаном алматинской команды Акылбеком КЫМЫЗБАЕВЫМ мы познакомились на летнем фестивале, где шли соревнования по командному кокпару.

– Занимаюсь этим не только на соревнованиях, я этим живу, каждый день тренируюсь, другой работы у меня нет. Порой не хватает времени на семью, – рассказывает он. – В кокпаре самое сложное – забить гол, так как надо пробиваться через здоровых защитников.

По мнению нашего собеседника, алматинцы уступают лидерам из Тараза и Шымкента, прежде всего, из-за лошадей.

– В южных регионах лошади крупнее и выносливее, обучены для соревнований: обеспечивается должный уход, много времени уделяется воспитанию, кормлению, есть секреты, которые, конечно, никому не рассказывают, в них развивают специальные навыки, так сказать, “жекпе жек”, один на один.

Спрашиваю, каким должен быть современный кокпарист?

– Команде нужны как сильные, мощные, тяжелые, так и ловкие ребята. Комплекция определяет, на какой позиции игрок будет выступать: человек легкий – в нападении, где важна скорость, тяжелый – в защите. Приветствуются высокие игроки с длинными ногами и руками. Мой рост – 180 сантиметров, но у нас есть в команде ребята и по два метра.

Кокпар – игра силовая, чтобы выдержать два двадцатиминутных периода против мощных соперников, нужно быть в подобающей физической форме. Поэтому кросс на 5 и 10 километров, отжимания, все, что повышает выносливость, есть в программе подготовки.

Кокпаристы выступают в специальной экипировке – это одежда на ватной подкладке, которая помогает избежать ушибов во время соревнований. На ногах – высокие сапоги, защищающие щиколотку и голень, предусмотрена шапка по типу ушанки для защиты головы и ушей.

Машины, квартиры и другие призы

Про призы на кокпаре давно ходят легенды. Как выяснилось, всё правда. На соревнования можно приехать на лошади, а уехать… на собственном автомобиле.

– Заниматься конными видами всегда считалось элитным. Не только в кокпаре, в байге также большие призы. До моего прихода в федерацию я слышал, что призовые доходили до миллиона долларов, – продолжает президент федерации “Көкпар”.

Самые крупные призы – в жаппай кокпаре, то есть в массовом кокпаре, где каждый игрок выступает сам за себя. Каждый бросок в казандык поощряется денежным вознаграждением, и чем дальше, тем дороже выигрыш, конечный “салым”, то есть последний “гол” – самый дорогой. Забивший его может стать обладателем машины или квартиры. Если в командном кокпаре средний возраст игроков 30–35 лет, то в жаппай кокпаре участвуют и возрастные наездники.

В конце октября в Астане прошла международная конференция по кокпару, на которой разработчики представили несколько вариантов снарядов из силикона и материала под кожу, имитирующих по форме козленка. Некоторые команды уже опробовали игру с муляжом на практике.

Желание принять участие в первом чемпионате мира по кокпару в 2017 году в Казахстане кроме стран, где традиционно его практикуют, выразили команды из Аргентины, Германии, США. С большой долей вероятности, что на мировом первенстве участники будут играть с муляжом.