Что изменилось?
Во время презентации проекта министр здравоохранения и социального развития Тамара ДУЙСЕНОВА отметила шесть основных изменений. Это:
– упрощение процедуры изменения условий трудового договора;
– расширение перечня оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя;
– предоставление работодателю права установления испытательного срока для работников;
– предоставление работодателю права на изменение системы оплаты труда работников;
– меры по трудоустройству инвалидов;
– создание системы общественного контроля в сфере труда на предприятии.
Эти же изменения и стали самыми критикуемыми. Не так давно председатель Отраслевого профессионального союза нефтегазового комплекса Султан КАЛИЕВ назвал новый проект антинародным, так как он не соблюдает баланс интересов между работниками и работодателем. Кроме этого, сверхурочная оплата труда должна не понижаться до коэффициента 1,25, а остаться на уровне коэффициента 1,5–2. Нефтяные профсоюзы Мангистау были уверены, что все изменения, касающиеся заработной платы работников, решены в пользу работодателей.
А в начале месяца в Астане прошел внеочередной съезд отраслевого профсоюза работников нефтегазового комплекса. Этот профсоюз объединяет 45 тысяч человек, и с их мнением в Астане считаются. Свои предложения съезд направил депутатам парламента и в министерство здравоохранения и социального развития. И, судя по полученным ответам, коэффициент 1,5–2 решено оставить.
– Мы, делегаты внеочередного, III съезда Отраслевого профсоюза работников нефтегазового комплекса, выражаем свою обеспокоенность относительного бурного обсуждения проекта нового Трудового кодекса РК. Мы осознаем и понимаем, что законопроект направлен на формирование принципиально новой модели регулирования трудовых отношений. В нем закреплены базовые трудовые гарантии права работников с возможностью их расширения через индивидуальные и коллективные договора и соглашения.
Мы очень признательны членам рабочей группы мажилиса, представителям уполномоченного госоргана, которые поддержали предложения рабочей группы Федерации профсоюзов Казахстана. Мы выражаем свою благодарность депутатам фракции “Нур Отана”, которые поддержали позицию Федерации профсоюзов и предложили закрепить единый унифицированный размер оплаты труда работников за работу в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни, в ночное время не ниже, чем в полуторном размере с правом увеличения. То есть еще выше, чем вариант разработчика.
Из резолюции внеочередного, III съезда Отраслевого профсоюза работников нефтегазового комплекса
Причины для увольнения
В действующем Трудовом кодексе указано 20 причин для расторжения трудового договора. Они расписаны в статье 54. В проекте нового кодекса в статье 52 к ним добавили еще 5 причин. Это:
– достижение пенсионного возраста;
– отсутствие работника на работе более одного месяца по неизвестным причинам;
– снижение объема производства с ухудшением экономического состояния работодателя;
– повторное непрохождение проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда или промышленной безопасности работником, ответственным за это;
– прекращение полномочий руководителя исполнительного органа или члена коллегиального исполнительного органа по решению собственника юрлица.
Из этого перечня самым одиозным можно назвать возможность увольнения пенсионера: если человек хочет и может работать, то нельзя заставлять его уйти. Также непонятно, как будет трактоваться желание работодателя уволить пенсионера, который пришел на новую работу уже после достижения пенсионного возраста. Это положение нужно переработать. Но в проекте кодекса закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста.
Остальные причины логичны и вполне понятны. Наш опыт 90-х годов показал, что в кризис предприятия все равно будут увольнять людей. Ведь при сохранении персонала задолженность по зарплате у неработающего предприятия будет расти. Но действующие правила блокируют все варианты восстановления предприятия, в итоге оно может восстановиться только через банкротство. А это, по сути, ликвидация завода или фабрики.
Недисциплинированного работника тоже нужно увольнять. Тем более пропадавшего больше месяца. Это понятно. Уволить управленца должно быть легко. Работа у них такая. Но за это они получают повышенную зарплату и другие бонусы.
При этом в статье 54 проекта Трудового кодекса увеличено число исключений, которые запрещают работодателю расторгать трудовой договор. Ранее было только два исключения: нельзя было уволить работника во время его нетрудоспособности и когда он находится в оплачиваемом ежегодном трудовом отпуске. К этому добавлены новые ограничения: нельзя уволить беременную женщину; женщину, имеющую детей до трех лет; одиноких матерей с детьми в возрасте до 14 лет; имеющих ребенка-инвалида до 18 лет. Также нельзя уволить тех людей, которые воспитывают эти категории детей без матери. Например, отцов-одиночек, приемных родителей, опекунов.
Испытательный срок
В статье 36 действующего Трудового кодекса уже оговорена возможность установления испытательного срока на один месяц. И работодатели в большинстве своем не сильно пользуются этим правом. При этом испытательный срок включается в трудовой стаж работника и не может превышать три месяца. Новые споры об этом говорят лишь, что эта возможность используется только как аргумент, а не причина самого спора.
Но работодатель получает возможность установить для отдельных категорий руководящих работников испытательный срок в шесть месяцев. Это связано с повышенными требованиями к управленцам. Их меньшинство. Большинству из них безработица не грозит – у них, как правило, высокий профессиональный уровень. Для проверки этого уровня и нужен увеличенный срок.
Больше всего сомнений вызывает предложение о создании общественного контроля через институт технических инспекторов. Статья 202 проекта Трудового кодекса предполагает, что их будут избирать работники и работодатели из числа самих работников. Технический совет станет контролировать безопасность и охрану труда. И его решения будут обязательны для предприятия.
Это единственный институт, который может контролировать руководство предприятия напрямую. Предполагается, что техсоветы будут создаваться по инициативе коллектива и работодателя. Тут наконец возникает профсоюз. Независимый профсоюз мог бы получить инструмент, которым можно улучшить положение рабочего коллектива. Но в 2014 году принят новый Закон “О профессиональных союзах”, который ограничил возможности создания независимых профсоюзов на предприятиях. А это уже позволило создавать институт технических советов, которые будут советовать, что нужно сделать для улучшения здоровья работников.
Плюсы для работников
В проекте Трудового кодекса есть и положения, которые ужесточают ответственность работодателя. Он предусматривает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые ужесточают ответственность работодателя за допуск к работе без заключения трудового договора. Зачастую работодатели привлекают к работе граждан без заключения трудовых договоров, что позволяет им не выплачивать заработную плату, не отвечать по случаям производственного травматизма. Штраф может быть увеличен с 20 до 30 МРП, для крупного бизнеса – со 100 до 150 МРП. Это почти 300 тысяч тенге.
Другая статья ужесточает ответственность работодателя за нарушение требований по оплате труда. Штраф также увеличивается в 1,5 раза – до 30 МРП для малого бизнеса и до 150 – для крупного.
Более жестко наказывается работодатель за уклонение от заключения коллективного трудового договора. По факту это основной документ, в котором оговариваются и социальное положение работников, и вопросы охраны труда, повышения зарплаты.
В общем, если оценивать проект Трудового кодекса по пунктам, то глобальных изменений нет. Он немного больше отвечает условиям капитализма, в которых мы сейчас живем. И он больше побуждает работников к защите своих интересов. Если же все спускать на тормозах, то работодатель действительно может делать все, что захочет.
Но, как заметил в беседе с “КАРАВАНОМ” депутат мажилиса Айкын КОНУРОВ, который и поделился с нами этим документом, с большой долей вероятности проект претерпит определенные изменения. Главная же причина, почему проект документа обругали все профсоюзы, – это то, что их не пригласили ни к работе по подготовке самого документа, ни на его обсуждение. Это и было главной ошибкой министерства здравоохранения и социального развития. Времена изменились, и правительству уже трудно игнорировать профсоюзы и неправительственные организации.