Поскольку в эти, по сути, безобидные три слова можно уместить целый ряд пороков цивилизации, характерных, как для высокоразвитых стран, так и для Богом забытых, влачащих жалкое существование: терроризм, «цветные» революции, межэтнические конфликты и прочие «эпидемии» века глобализации.
Жить мы стали лучше, но, почему-то, чем лучше, тем страшнее…
Так уж повелось, что те, кто не обласкан судьбой и кого угораздило родиться в стране, по уровню бедности приравненной к какому-нибудь Парагваю, ищут иные палестины, пытаясь, не щадя живота своего, максимизировать свое благосостояние.
Миллионы людей ежедневно пересекают границы в надежде найти работу, которая прокормит, оденет, даст кров. Как «перекати поле» трудовые мигранты кочуют из страны в страну, создавая головную боль службам миграционной полиции, экономистам и демографам, налоговикам и простым смертным. И вот уже с высоких трибун неконтролируемую (читай — нелегальную) миграционную экспансию называют еще одной новой реальной угрозой общественной безопасности, экономическим интересам и межэтническим отношениям Казахстана.
Так, на недавней встрече в Женеве с министром иностранных дел РК Касымжомартом Токаевым, верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутеррес высказал опасение, что «Казахстан, как самая успешная страна в Центрально-Азиатском регионе, столкнется в предстоящие годы с непрерывным ростом потока мигрантов и беженцев».
Не трудно догадаться, что толкает человека покидать «насиженные» места, дом, семью и отправляться в неизвестность. Прежде всего, это условия в, так называемой стране происхождения трудовой миграции. Несмотря на общее «наследство», доставшееся от Советского Союза, страны СНГ и Центральной Азии в частности, выкарабкивались из хаоса 90-х не одинаково успешно.
Казахстанскому барсу удалось совершить огромный прыжок и оставить далеко позади своих соседей по региону. По общему мнению, сегодня республика является страной с наиболее растущей экономикой и амбициозными целями, при достижении которых страна планирует попасть в пул высокоразвитых государств мира. К сожалению, иные республики не были настолько успешными, чтобы обеспечить своим гражданам хотя бы минимальную финансовую независимость, политическую и межэтническую стабильность. И люди, устав ждать манны небесной от государства, ринулись к границам (благо, они сегодня прозрачны и легко пересекаемы), в надежде заработать кусок хлеба в другой стране. В общем, получилось — там, где родился — не пригодился. Кстати, пересекать границу мигранты умудряются и без документов, за определенную плату (примерно $1-7 за человека).
Люди едут туда, где их никто не ждет. Самое парадоксальное, что въезжают трудовые мигранты на территорию соседних государств и Казахстана, в том числе вполне легально, поскольку у РК есть договоры со странами СНГ о безвизовых поездках граждан. Нелегалами они становятся автоматически в стране пребывания, когда по разным причинам не могут пройти регистрацию в органах внутренних дел, получить разрешение на работу, и порой из-за того, что истинные цели поездки, а, именно, получение работы — не соответствуют декларируемым при пересечении границы.
Армия нелегалов с каждым днем растет, приобретая поистине угрожающие масштабы, пугающие, как чиновников от миграции, так и местных жителей. У последних неодобрение миграционной экспансией выражается, как правило, фразой «понаехали тут, самим работать негде». Однако при этом никто из сердитых местных жителей не торопится занять «выгодную» вакансию на строительной площадке, на уборке хлопка или табака и других изнурительных и низкооплачиваемых работах.
По оценкам экспертов (официальные данные), в Казахстане по итогам 2005 года количество нелегальных трудовых мигрантов составило около 300 тыс. человек.
Это в основном — граждане Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и Туркмении. Хотя последняя, в принципе, закрыта для миграционных потоков, как из страны, так и в страну. По данным миграционной полиции, ежегодная квота по трудовым мигрантам составляет на этот год 46%, это 0,47% от экономически активного населения, порядка 40 тыс. человек.
По итогам прошлого года было зарегистрировано 1 млн. 200 тыс. мигрантов, которые прибывают к нам на работу на срок более 5 суток.
Между тем, по данным пограничной службы, на срок до 5 суток в республику въезжали около 3 млн. человек.
Преимущественно потоки мигрантов идут из Узбекистана и Кыргызстана. Часть мигрантов из Таджикистана является беженцами, и может рассчитывать на получение официального статуса. В целом же неурегулированность статуса трудовых мигрантов создает почву для их дискриминации, нарушений прав со стороны местных государственных, правоохранительных органов, не говоря уже о работодателях.
К примеру, на сезонных сельхозработах работодатели не обеспечивают даже минимальных условий проживания.
По результатам опроса Социологического ресурсного центра, проведенного в домохозяйствах Южно-Казахстанской области, 65% мигрантов ночуют в поле под навесом, где отсутствуют даже элементарные условия быта, нет воды.
Около 8% живут в сараях, хлевах, хозпостройках, 2% — в вагончиках на полях и лишь 13% — домах вместе с работодателем.
При этом 40% мигрантов приезжают на полевые работы с семьями, детьми старше 10 лет. От 5 до 25% сельхозрабочих, как правило, по окончании сезона не возвращаются на родину и вынуждены зимовать в неприспособленных жилищах.
У мигранта могут забрать документы, как работодатель, так и правоохранительные органы. Из-за страха быть задержанными, они боятся появляться в общественных местах, из-за опасения за свою жизнь, унижения, рукоприкладства, депортации и т.д. они не могут обратиться с жалобами в органы власти. Словом, они не нужны на своей родине, они не нужны и не защищены здесь, на чужбине.
Слово «контракт» в лексиконе трудовых мигрантов отсутствует. Как, впрочем, не существует по отношению к этой категории работников ограничений по продолжительности дня, норм по выходным дням, медицинского обслуживания и социального и прочего страхования. Не говоря уже о пенсионных отчислениях и иных налогах. Вряд ли кто-то занимался подсчетами, сколько потерял госбюджет РК в виде неуплаченных налогов и сборов за привлечение иностранной рабочей силы. Но, думается, сумма будет с множеством нулей.
Тем самым нелегальные мигранты способствуют расширению теневого сектора экономики и препятствуют созданию цивилизованного рынка труда. В зависимости от времени года, учитывая сезонность работ, рынок труда раскачивает как судно без штурвала, то прибивает к берегу, то относит в океан. Как ветер подует.
Последствия нерегулируемой трудовой миграции неоднозначны и противоречивы. С одной стороны, восполняя нехватку неквалифицированной рабочей силы, особенно на «черновых» работах, трудовые мигранты обеспечивают некоторую сбалансированность на рынке труда, являются определенным фактором развития производства. С другой — они создают неравные условия для конкуренции. На внутреннем рынке труда сегодня отмечается несоответствие количественной и качественной структуры спроса и предложения рабочей силы. Бытует мнение, что повышение процентного содержания казахстанских кадров на рынке труда приведет к срыву своевременного ввода приоритетных инвестиционных проектов, поскольку в настоящее время на внутреннем рынке остро ощущается нехватка квалифицированных кадров.
Нелегальные трудовые мигранты также способствуют увеличению теневого сектора экономики Казахстана, который и без нелегалов достаточно велик, влияя на уровень безработицы. По прогнозам Министерства труда и соцзащиты населения, к концу 2008 года он составит 7%.
По мнению экспертов, масштабная нелегальная трудовая миграция является результатом несоответствия трудового и миграционного законодательства современным реалиям. В решении этой проблемы, от которой во многом зависит дальнейшее развитие экономики, демография и национальная безопасность, специалисты разделились на два условных блока: одни предлагают систему ужесточения и являются сторонниками силовых методов. Другие, напротив, выступают за смягчение условий трудовой миграции, ее легализацию. Сторонники легализации считают, что выдворение чужестранцев — метод не только малоэффективный, но и затратный.
А вот эксперты различных международных организаций, имеющие огромный опыт управления трудовой миграцией, полагают, что всеобъемлющая иммиграционная политика должна включать также визовую политику и политику допуска, усовершенствованную систему безопасности документов, кратко- и долгосрочную политику жительства, управление границами, обратный допуск и возвращение, систему строгих штрафов и наказаний торговцев людьми и контрабандистов, перевозящих мигрантов. Словом, должен быть обеспечен сбалансированный и всесторонний подход, гарантирующий соблюдение прав мигрантов.
Основой законной трудовой миграции должны стать трудовые соглашения между странами происхождения и назначения. В некоторых государствах практикуется заключение соглашения на сезонные работы по типу «Сезоньемодель» (Швейцария).
В случае, если существует большой спрос на рабочую силу, можно рассмотреть вопрос заключения соглашений, направленных на определенную рабочую силу и с ограниченным сроком.
Некоторыми странами практикуется также отправка трудовых атташе для того, чтобы внимательно следить за спросом на рынке труда, тесно сотрудничать с соответствующими партнерами из обоих государств и содействовать в обеспечении прав трудовых мигрантов.
Можно также создавать группы из представителей НПО, миграционные центры, ассоциации мигрантов, которые бы проводили мониторинг выполнения хотя бы минимальных трудовых стандартов и прав рабочих в принимаемых странах.
На международном уровне партнерами могли бы стать Международная организация труда, Организация экономического сотрудничества и развития. Да мало ли…
Это самый краткий список предложений и мер, которые способны управлять трудовой миграцией. Главное, хотеть это делать. Словом, трудиться надо.
Фото с сайта http://www.kommersant.ru