Трудные времена - некуда деть мясо - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+7 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трудные времена - некуда деть мясо

Трудные времена - некуда деть мясо

В районах, пострадавших от саранчи, государственными компаниями начат массовый выкуп мяса у населения. Может быть это и несколько циничное замечание, но в последнее время для Южно-Казахстанской области некоторым образом все больше подтверждается одна старая поговорка - "не было бы счастья, да несчастье помогло".

  • 23 Мая 2008
  • 1247
Фото - Caravan.kz

Февральское наводнение привело к небывалому жилищному строительству в сельской местности. Нашествие саранчи, чья популяция после семи обычных лет сейчас переживает цикл особо бурного размножения, как бы опередило другую беду — засуху.
Засуха, между прочим, тоже по циклам идет, и тоже где-то один раз в 7-10 лет. А последствия для крестьян, что от саранчи, что от засухи, примерно одинаковые — ни урожая, ни поголовья скота. Последнее — по причине отсутствия подножного корма.
Кстати, по мнению специалистов, нынешнее отсутствие травы на пастбищах Южного Казахстана это все-таки на 80 процентов «заслуга» засушливого периода. Саранча, хоть она и успела размножиться в миллионы, и подъела до корня редкую «зеленку» на джайляу, сама была, в общем-то, обречена. Трава в степи не росла, и кормов не было ни для саранчи, ни для скота. Но если на саранчу еще вдобавок бросили тысячи тонн ядохимикатов, то с овцами и коровами решено было разделаться не менее кардинально — пустить их под нож.
Как-то не развился в нашей стране такой сервис или бизнес, как доставка кормов для скота, тем более в весенний период. Отчасти это закономерно. Животноводы Бирлика, района, особо страдающего от нехватки кормов, просто в ужасе от мысли, что придется уже в мае покупать сено про запас. Причем неизвестно на какой срок — до будущей весны? Но говорят, что у засухи начался многолетний цикл, до пяти лет. Так что, по-любому, не напасешься.
Конечно, всю отару резать не собирались — решено было избавляться только от годовалого молодняка, сохранив взрослых производителей.
Правда, тут же возникал вопрос — куда девать мясо? Объемы получались нешуточные. Только в четырех сельских округах Сарыагашского района, признанных самыми проблемными, порядка 210 тыс. овец, и до 20 тысяч коров и лошадей.
Спасибо государству — помогло. Правда, не кормами, но предложением скупить мясо по фиксированным, приемлемым для крестьян ценам. До того тут появились перекупщики из Узбекистана, предлагавшие скупить все оптом. Однако цену «заряжали» раза в два-три ниже обычной. Иных вариантов у сарыагашцев поначалу и не оставалось.
Западные районы Сарыагаша очень удалены от районных и областных центров ЮКО, до 200 километров. Отгонять стадо на городские базары по безжизненной степи, напоминающей пустыню — нереально. Перевозить их на грузовиках, при нынешнем острейшем дефиците дизтоплива и бензина — очень дорого. К тому же опять-таки теряется товарный вес скотины. Не менее накладно выходило транспортировать скот не живым поголовьем, но мясом — нужны те же рефрижераторы, что еще дороже обычных грузовиков.
После того, как в дело вмешалось государство, проблемы с доставкой взяли на себя государственные предприятия.
Тут следует отметить, что, как выяснилось, в Казахстане все же существует государственный продовольственный фонд, для которого выделяются немалые средства, и который ежегодно аккумулирует запас из целого списка основных продуктов. В случаях продовольственного ЧП в том или ином регионе, если скажем, где-то возник дефицит какого-либо продукта, то из этого фонда туда направляются соответствующие запасы, чтобы «сбить» кризис. Такова теория. Правда, на практике существование фонда в той же Южно-Казахстанской области, где периодически случались ажиотажи то с солью, то с хлебом, особо не ощущались. Но, тем не менее, именно на его средства государство и начало выкупать мясо у животноводов.
Причем, баранина и говядина хоть и будет замораживаться, но долго держать его в НЗ не планируется — оно пойдет на реализацию уже в ближайшее время в другие районы и области Республики. Не дожидаясь, когда там возникнет дефицит мясных продуктов. Госчиновники решили: мясо — оно всегда спрос найдет, лишним не окажется.
На этой неделе в Сарыагашском районе уже начался закуп мяса у населения. Проводят его представители национальной компании «Продкорпорация», совместно с местными и областными акиматами.
Однако рассчитанная на массовость компания тут же наткнулась на проблемы с хранением столь значительных объемов скоропортящегося продукта. Несмотря на участие госкорпораций и акимата, в области просто нет такого количества холодильных камер. Имеющиеся мясокомбинаты и колбасные заводы, после убедительной просьбы властей, предоставили свои холодильные мощности. Но даже их не хватает.
В результате много баранов не зарежешь — свежими их не продашь, а замораживать и хранить негде. В то же время сохранять в живом виде при отсутствии кормов — все равно что дожидаться голодной смерти скотины.
Местные власти и госхолдингы сейчас изыскивают возможности в срочном порядке организовать вывоз мяса за пределы области для немедленной реализации в других регионах. Но пока нашествия рефрижераторов не наблюдается. Так что и проблемы с мясом остаются.