Триллер в затерянных песках - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Триллер в затерянных песках

Триллер в затерянных песках

Поселок золотодобытчиков Акбакай вырос среди барханов Мойынкума. Ведут к нему две дороги: из райцентра – аула Мойынкум – и города Шу. Проехав по ним однажды, не хочется повторять путешествие. Рейсовых маршрутов сюда нет. И в этом забытом поселке, где живет около 400 семей, произошло преступление, достойное американских триллеров (№37, “Охота на людей”). Сейчас выяснились новые подробности.

  • 25 Сентября 2009
  • 2552
Фото - Caravan.kz

Живые мишени

Как рассказывают жители Акбакая, их односельчанин Айдос Сулеев по просьбе матери пошел искать корову. К нему присоединились Марен Кулашбеков и Талгат Болысбеков. Первый приехал в гости к Айдосу. Второй устраивался на Акбакайский горно-обогатительный комбинат (ГОК) и ждал, когда решится его вопрос.

Когда троица с коровой шла мимо комбината, из проезжающего уазика их окликнули охранники. Парни не остановились. Охранники повернули машину и поехали за ними. Те побежали. Некоторые очевидцы уверяют, что во время погони охрана стреляла. Затравленные беглецы забежали в первую попавшуюся открытую дверь. Это оказалась чужая баня. Преследователи ворвались во двор, затеяли ссору, а затем один из них (как установила прокуратура области – Даулет Нурбеков) выстрелил в Кулашбекова и ранил его в грудь. Вид крови охранников вроде отрезвил, они позволили отнести раненого в единственный медпункт.

После перевязки Кулашбекова повезли в районную больницу. Охранники поняли, что огласка инцидента приведет к неприятным последствиям. Пытаясь остановить машину, они спровоцировали аварию. Это стало последней каплей – акбакайцы стали стягиваться к месту ДТП и отбили парней. В этой стычке травмы получил Айдос Сулеев.

Охранники оправдывались: мол, парни не выполнили приказ остановиться – значит, чувствовали свою вину, иначе зачем бы им убегать…

Народный гнев

– А что им оставалось делать? – говорят местные жители. – На комбинате охрана творит, что захочет. В первые же дни августа, сразу после прихода этой охранной фирмы на ГОК, охранник застрелил щенка. Его хозяйка даже заявление писала местному акиму – никакой реакции. А те, кого охрана задерживала, рассказывают ужасы – дескать, им на голову надевали пакеты и за руки подвешивали к потолку. Досужие ли это разговоры или страшная реальность – мы толком и не узнали, в день нашего приезда отсутствовало руководство комбината. А историю со щенком проверили – да, был такой случай.

После стрельбы по людям поселок стал бурлить. Разгневанная масса людей пришла к заводоуправлению, вызвала начальника охраны и… избила его. Акбакайцы вспомнили все обиды. То, о чем раньше глухо роптали, стали говорить не просто в голос – возмущенно кричать. Чтобы погасить митинговые настроения, районное руководство устроило в Акбакае сход населения. Руководство комбината отказалось от услуг фирмы, однако недовольство не проходило.

– Поехать куда-то навестить родных или друзей мы не можем – нет общественного транспорта. Подростки растут как трава. Нет для них никаких занятий, кроме школы. Если возникает потребность в экстренной госпитализации, больных приходится вывозить на частниках. Зарплата у золотодобытчиков совсем не золотая, а товары здесь дороже, чем в других населенных пунктах. Нет ни одного детского сада. Воду пить невозможно – солончаковая, – перечисляли акбакайцы нам свои беды. А самая большая претензия: на работу комбинат принимает приезжих. Местные же годами ждут вакансий.

Один выход – уезжать?

Взаимоотношения поселян с охраной комбината всегда были достаточно напряженными. Дело в том, что комбинат и поселок практически перетекают друг в друга. От крайнего дома до границы комбината расстояние метров сто. Если учесть, что территория ГОКа практически не огорожена, то понятно, почему местные жители ищут своих коров на промышленных площадках. Но кроме поиска живых тельцов местные жители нередко ищут и тельца золотого. Ведь хвостохранилища, куда сгружается отработанная руда, и шахты находятся, так сказать, в свободном доступе. Охотников выплавлять из такой руды золото в поселке называют “третья смена”. Охрана к “третьей смене” относится по-разному – когда принципиально задерживает, а когда лениво “не связывается”. Приход на комбинат как раз связан с воровством сотрудниками прежней охранной фирмы. Они вынесли из хранилища готовой продукции (так называемой золотой комнаты) более трех килограммов золотых слитков. Понятно, что граждане, замеченные или заподозренные в причастности к “третьей смене”, на работу не принимаются. Из-за этого страдают иногда и невинные люди. Основной штат укомплектован приезжими – почти 80 процентов. Акбакайцы уверены, что руководство комбината родом из Кентау и берет на работу только своих родственников. Но вряд ли все парни – греки или русские, которых мы видели в общежитии вахтовиков, – находятся в родстве с главой предприятия Максатом Шабанбаевым. В поселке, возникшем только ради комбината, нет технического училища, готовящего кадры для этого предприятия. Нет такого училища и в областном центре – в Таразе. Зато училище, выпускающее горняков, есть в Южно-Казахстанской области. Кентаусцы, приглашенные на Акбакайский ГОК, большей частью имеют специальное образование. Целесообразность приема более квалифицированных кадров понятна, но для местных жителей альтернативой труда на руднике является только миграция туда, где можно найти работу. И в поселке зреет еще один социальный протест – против чужих, отнимающих у местных хлеб.

Власть обещала…

Ситуация в Акбакае так накалилась, что “остужать” ее в поселок прибыли аким области Борибай Жексембин, областной прокурор Есенжан Досанов, начальник ДВД области Меирхан Жаманбаев. Аким выслушал требования акбакайцев и, по словам местных жителей, обещал провести ямочный ремонт дороги и открыть детский сад. Еще создана комиссия, которая составит списки акбакайцев, желающих поступить на комбинат, и рассмотрит возможности их трудоустройства. Что касается инцидента со стрельбой, то Марену Кулашбекову и Айдосу Сулееву оказана медицинская помощь. Их состояние не вызывает опасений.

В пресс-службе прокуратуры области говорят, что в отношении двух сотрудников охранной фирмы, принимавших участие в погоне, возбуждено уголовное дело – за превышение служебных полномочий. Оба – под домашним арестом. Участник инцидента, стрелявший в людей, арестован.

Индира БОТАШЕВА, Тараз