Три времени марта - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+1 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Три времени марта

Три времени марта

фото ТОО"Фотобанк"

  • 28 Марта 2003
  • 924
Фото - Caravan.kz

«Покажите мне ваших потребителей, — и я скажу, что у вас за страна», — говорил мне еще в 1996 году один знакомый американец. Помнится тогда, сочных красок и ярких образов для описания армии казахстанских потребителей мне не понадобилось.
Прошло время, и в некоторых регионах республики появились вполне цивилизованные условия для потребителей. Также в стране появилась и, так называемая, «каста элитных покупателей товаров и услуг». Тех самых, которым все равно, что брать, — лишь бы подороже.
Весной потребители нужней политиков
Но нынешний политический полускандал по поводу «доисторического» характера защиты прав потребителей в Казахстане зародился отнюдь не в рядах этих, обласканных властью, людей. Наоборот, по всем законам демократического общества, шум начал набирать обороты в среде общественных организаций и парламентариев. В результате чего выяснилось, что, во-первых, количество организаций, защищающих права потребителей, сократилось в стране более чем в 2 раза. Во-вторых, законодательство, которым регулируются взаимоотношения между продавцом и покупателем, уже покрылось мхом. И, в-третьих, в республике уже четвертый год нет специального государственного органа по защите прав потребителей.
На все эти факты, напрямую касающиеся подавляющего большинства граждан Казахстана, правительство отреагировало достаточно вяло. Это и понятно, — ведь речь тут шла не о нефти или газе. Другое дело, что любое современное цивилизованное государство — это общество потребления. И именно, из-за уважения к каждому покупателю, местные фирмы и национальные бюджеты получают львиную долю доходов. Но такой «потребительский гуманизм», — явно не укладывается в головах наших правительственных топ-менеджеров…
Понятное дело, что исполнительная власть слышит депутатов только тогда, когда те, вдруг, начинают отстаивать ее интересы. В данном случае, высокопоставленные чиновники большой выгоды для себя не видят. Они, и без всяких реформ в этой области, являются группой полностью защищенных от всяческих невзгод потребителей. Но ведь не все вечно под луной, и послезавтра даже самый высокий бюрократ может стать обыкновенным пенсионером. И вот тогда-то он и вспомнит с каким пофигизмом он относился к нуждам простым потребителей. Но будет уже поздно. Потому что защитить его, болезного, будет некому…
Даже сейчас в жестких условиях законодательных анахронизмов общественные организации, защищающие права потребителей, умудряются ежегодно с помощью судов возмещать простым людям миллионы тенге. И за материальный и за моральный ущерб, нанесенный им нечестными продавцами товаров и услуг.
Но это, — «капля в море», и, в общем-то, исключение из правил. На самом же деле, пока нынешнее или, последующие правительства не решат кардинально проблему реальной защиты прав потребителей (в том числе, с помощью специального государственного органа), — так и быть нам, простым казахстанцам, фактически бесправными людьми. Людьми, которых и дальше будут обманывать.
Как будут развиваться события дальше предсказать достаточно трудно. «Битва за потребительское достоинство», — мероприятие бесконечное. Даже в цивилизованном мире.
Но, если сегодня и правительство и парламент и политические партии еще раз проигнорируют вопрос о реальной защите прав потребителей, то уже завтра мы рискуем получить общественное смятение, почище того, которое случилось тогда, когда группке олигархов взбрело в голову организовать политическое движение. Потому что над людьми нельзя ежедневно издеваться.
Даже в магазинах.
«Час Х» грянет летом. Не позже
Нынешний год в Казахстане можно смело назвать годом новых государственных программ и планов. Уже в марте можно с удовлетворением отметить, что разработана и одобрена в целом Программа Индустриальной политики республики; готовятся мероприятия в контексте программы по снижению бедности в 2003 — 2005 г.г.; разрабатывается Индикативный план социально-экономического развития на 2004-2006 годы, и т.д. и т.п.
Практически во всех подобных случаях мы сталкиваемся с активной работой «новичка» на бюрократическом фронте страны — министерства экономики и бюджетного планирования. Созданное около года назад, оно продолжило славные традиции советского Госплана, и стало живым подтверждением тезиса о том, что планировать государственную экономическую политику надо в одном месте. Правда, к сожалению, пока в нашем правительстве главенствует принцип: от каждого министерства по наглости, каждому министерству — по «бюджетной шапке».
Исправить эту ситуацию была призвана Госкомиссия по совершенствованию государственного управления и системы межбюджетных отношений. Нельзя сказать, что ее работа за минувший год была совсем уж эффективна, но, все-таки…
Впрочем, работа эта носит достаточно странный характер. Так как, некоторые министры явно противостоят децентрализации власти. Нет, они не кричат об этом с трибун. они для этого слишком опытные. Просто такие члены правительства тихо саботируют работу данной Госкомиссии, а также изнуряют поправками и глупыми вопросами разработчиков.
Ну, а пока министры противостоят друг другу в перераспределении полномочий, нижестоящие уровни власти, не то с надеждой, не то с ужасом ожидают окончания этой бюрократической битвы. Жить по старому — они уже не могут; а по новому — сильно опасаются. И только члены местных маслихатов «рвутся в бой», и требуют денег и полномочий для регионов. Самое интересное, что объективно они правы, т.к. в некоторых регионах республики бюджетная ситуация стала доходить до абсурда. В результате чего, экономически мощные населенные пункты у нас вдруг стали дотационными. И яркий пример тому г. Усть-Каменогорск…
Когда сегодня в правительстве говорят о том, что всего через пару лет в нашей стране останется «всего» 800 тысяч граждан, живущих за чертой бедности, — хочется спросить: а вы, господа, хоть день жили за этой чертой? Ведь, Государственные документы по борьбе бедностью, или за возрождение аула, — остаются просто бумажками, если за ними не видно судеб конкретных людей. Таких, например, которые живут в Талгарском районе Алматинской области. Вы знаете, чем он уникален? Тем, что местный районный центр даже не имеет собственного бюджета…
Месяц назад спикер мажлиса Жармахан Туякбай публично заявил о том, что «регулировать из центра все возникающие на местах проблемы не возможно». При этом он подчеркнул, что современная система государственного управления выстроена в республике по иерархическому принципу. В силу чего, у местной власти нет мотивации по социально-экономическому развитию регионов. Когда такие вещи говорит один из главных людей в стране, становится понятным, что совсем скоро правительству будет уже очень сложно оттягивать принятие официальных решений по совершенствованию госуправления и системы межбюджетных отношений. И даже необходимость изменения для этого полутора сотен законов республики, — явно не станет серьезным тормозом для исполнения данных решений.
Вот, в общем-то, и все. «Час Х» реформы госуправления и межбюджетных отношений приближается. И очень интересно тогда будет посмотреть на тех членов правительства, которые сегодня ей противодействуют. Хотя, скорее всего, они к тому времени уже не будут членами правительства.
Давайте уже к осени станем маргиналами!
Но пока суть, да рыночные реформы, пока совершенствование межбюджетных отношений, да политическая демократизация, — Казахстан стал катастрофически терять свой культурный потенциал. Более того, понятие «культура» в нашей республике за последние 10 лет, вообще, практически потеряло свой смысл.
Современная ситуация с культурой в республике напоминает анекдот советских времен: про то, что во время победного шествия к коммунизму никто никого не обещал кормить. Сегодня власти пошли еще дальше. На пути к светлому рыночному обществу нас не только не кормят, но дополнительно еще и пытаются превратить в одноклеточных существ. Которые не помнят, ни своей истории, ни своей культуры.
Вы только прислушайтесь, — на каком суррогате мы сегодня говорим? Что по-казахски, что по-русски. А какие фильмы смотрим. Про книги, спектакли и филармонии, — я, вообще, промолчу, т.к. старшему поколению сейчас не до них, оно выживает; а большинство молодых казахстанцев даже и не догадываются, что подобные вещи существует.
В то же время, нельзя сказать, что огромный поток худших образцов зарубежного искусства поступает к нам по чьему-то недосмотру. Наоборот, сегодня уже можно утверждать, что чиновники, отнюдь, не проиграли, — они просто продали нас всех современной западной суррогатной культуре.
На этом фоне, практически «глотком свежего воздуха» можно назвать те мероприятия, которые ныне проходят в рамках Года Казахстана в России. Наконец-то, наши мастера культуры, выжившие в борьбе с рынком и собственным правительством, смогли показать своим соседям образцы своего искусства. И этому не помешали ни вполне естественное волнение, ни зачем-то поехавший вместе с ними министр культуры г-н Кул-Мухамед.
Когда мы говорим о культуре, в первую очередь вспоминаем историю. Хотя, честно говоря, в последнее время делаем это все реже. Намного чаще это делают иностранцы, которые, поражаясь нашим уникальным археологическим находкам, никак не могут понять: почему казахстанскому правительству эти находки не нужны? Впрочем, чему тут удивляться: ведь наших чиновников от культуры больше интересует, когда в Астане будет построен очередной музей (теперь археологии и этнографии), чем уникальные памятники истории, разбросанные по всей территории республики…
В принципе, проблема развития культуры в обществе, — сколь политическая, столь и экономическая. Сегодня мы говорим о том, что плохое качество учебников, заказываемых государством, нищенское существование библиотек, театров и филармоний, субсидируемых из бюджета, и, наконец, полное отсутствие у правительства внятной политики в области культуры, — всего за каких-то 10 лет до неузнаваемости изменило казахстанское общество. Ныне подрастающее поколение просто не ведает о лучших образцах культуры, а старшее поколение о них уже забыло. Зато, мы научились бурно строить новые скульптуры…
Но, если в некоторых регионах республики к вопросу сохранения архитектурных памятников все же относятся с пониманием, то есть у нас города, где упорно борются не только с советским прошлым, а и вообще с прошлым. Приводить здесь их названия — страницы не хватит. А ведь за каждым памятником стоит история. А за каждым решением о его сносе, — тупость местного чиновника, не одергиваемого из правительства.
Подводя итоги этого разговора, хочу сказать вот о чем. Если мы хотим через десять лет иметь в республике общество ничего не помнящих маргиналов и люмпенов, разъединенных к тому же еще и по национальному признаку, — то лучшего министра культуры и общественного согласия, чем г-н Кул-Мухамед нам просто не найти.
Ведь, именно он своими чиновничьими действиями отталкивает людей от культуры; именно он разделяет отечественное искусство и СМИ по языковому признаку; именно он тратит по 4 миллиарда бюджетных тенге в год на производство телепередач, которые кроме него никто не смотрит; именно он считает нормальным, что административные затраты возглавляемого им министерства могут более чем в 2 раза превышать расходы на развитие государственного и других языков.
И очень жаль, что руководство страны до сих пор не понимает, что культура — это сфера политических интересов государства.