В связи с тем, что в ближайшей перспективе (возможно, уже с 2008 года) вкладчики накопительных пенсионных фондов получат возможность выбирать сберегательный портфель, возникает необходимость прописать некоторые гарантии на законодательном уровне.
Сегодня все вкладчики имеют равные возможности по сбережению своих пенсионных накоплений: их деньги инвестируются в примерно одинаковые инструменты финансового рынка и приносят приблизительно одинаковый доход.
Правда, и сегодня есть некоторые вариации — отдельные НПФ и управляющие компании (если НПФ пользуются их услугами) — иногда добиваются большей, нежели другие субъекты рынка, доходности, и это делается за счет рисковых вложений.
Вкладчики НПФ фактически могут управлять своими деньгами лишь опосредованно — анализируя деятельность НПФ и доходность, и переходя из одного фонда в другой в поисках повышенных дивидендов.
Но таких сознательных людей на рынке не так и много, а переводы, если и осуществляются, то совершенно по другими причинам. Кто-то поменял работу и работодатель заставляет обслуживаться в «корпоративном» НПФ (слава богу, сейчас это давление не такое сильное, как несколько лет назад), кто-то поддался влиянию рекламы, а кто-то просто считает новый выбранный им фонд «более надежным» или «более перспективным».
Если провести полномасштабное исследование мотивов смены фонда, то вряд ли наберется существенный процент вкладчиков, который бы поставил во главу угла доход на пенсионные активы.
Тем не менее, именно для такой категории людей, готовых и способных делать осознанный выбор, и будет предоставлена возможность выбрать приемлемый по рискам портфель и в зависимости от своего выбора получить результат «на старость глядя».
Итак, НПФ предложат своим вкладчикам на выбор три варианта инвестиционного портфеля: консервативный, умеренный и агрессивный.
Первый, безусловно, самый надежный — в нем будут бумаги с небольшой доходностью (а иногда — и нулевой и даже, надо полагать, отрицательной), но наиболее ликвидные. Второй портфель будет больше походить на портфель сегодняшний: риски неоднородные, но вполне приемлемые, что позволит иметь умеренную доходность. Ну и название «агрессивный» говорит само за себя: риски высокие, потенциальная доходность привлекательная, ну а какая будет в реальности — неизвестно: здесь, что называется, или пан или пропал.
Первые два варианта потенциально подходят тем людям, которые не имеют больших заработков, да и до пенсии — рукой подать. Зато третий наверняка будет востребован молодыми успешными людьми с высокими личными доходами, которые наверняка знают вкус и цену риска: даже если новый инвестиционный опыт не принесет успеха, то они еще успеют заработать себе на старость.
Правда, предполагается, что далеко не все граждане захотят воспользоваться таким выбором: для этого нужно брать ответственность на себя, оформлять бумаги и т.д, на этот случай предполагается ввести такое понятие как «портфель по умолчанию» и признать таковым именно умеренный портфель, что не улучшит и не ухудшит положения вкладчика.
А вот относительно будущих гарантий государства по сохранности пенсионных накоплений с учетом инфляции на дату пенсионных выплат из НПФ, которые существуют на сегодняшний день, мнения профессиональных участников рынка расходятся.
Одни считают, что необходимо госгарантии сохранить прежде всего потому, что их исключение будет являться несправедливым по отношению к той категории вкладчиков, которые решат вкладываться в агрессивный портфель. Их оппоненты полагают, что некоторые НПФ в погоне за высокой прибылью могут агитировать вкладчиков перейти в более рисковый сегмент — агрессивный портфель, спекулируя на гарантиях государства. Стоит ли надеяться на добросовестность НПФ и честность по отношению к вкладчикам и государству — вопрос неоднозначный.
Вменяется ли НПФ обязанность иметь все три портфеля или они будут вправе создавать их лишь по своему усмотрению? Умеренный портфель будут обязаны иметь все фонды, зато агрессивный — не обязательно.
Что касается консервативного, то, возможно, от фондов потребуют его создания, чтобы вкладчики на деле получили возможность выбора. В противном случае новая система формирования инвестиционных портфелей повиснет в воздухе.
К принципу «один вкладчик — один фонд» прибавится еще такой — «один вкладчик — один портфель». То есть, люди не смогут разбивать свои пенсионные накопления, пусть там будет хоть 100 тысяч долларов, на несколько «порций», чтобы диверсифицировать свои риски. Зато они смогут корректировать собственное инвестиционное поведение — переводить свои сбережения в другой портфель, с более высокими или напротив, низкими рисками, переходить из фонда в фонд, как и прежде.
Правда, частота перехода из фонда в фонд может быть изменена. Если сейчас это разрешается делать не чаще двух раз в год, то скоро, возможно, гражданам оставят только один шанс в году.
На первом этапе, который может занять несколько лет, «портфельные перетоки» будут исключительно добровольными. Зато через несколько лет, не исключено, появятся новые требования, например, об обязательном переводе сбережений вкладчиков предпенсионного возраста в консервативный портфель с тем, чтобы не подвергать накопления излишнему риску.
Возможно, также будут установлены возрастные рамки для вкладчиков, которые могут выбирать агрессивный портфель.
Но сейчас это только предположения, которые в качестве поправок в закон «О пенсионном обеспечении» пока даже не предлагаются.
Коллаж с сайта http://www.liter.kz