Предложенный проект, в случае одобрения законодателями, будет регулировать сферу импорта торговли — весь ввозимый в республику товар.
Подобная постановка вопроса вызвала бурное негодование среди тех, кто занимается ввозом товара в Казахстан.
По их мнению, данное регламентирование деятельности приведет к тотальному контролю госорганов над сферой торговли, к ее ограничению. «Это, естественно, вызовет повальный дефицит товаров народного потребления (ТНП), а сами торговцы, скорее всего, уйдут в «теневой» сектор». Порядка 50% из них разорятся. Следовательно, сократится число мелких лавок. Бюджет снова понесет потери.
Речь касается законопроекта «О регулировании торговой деятельности». Сегодня проект уже отправлен в Сенат парламента без обсуждения в нижней палате — Мажилисе, что нарушило общий порядок. В соответствии порядком рассмотрения проектов законов, все документы вначале проходят рассмотрение в Минюсте на предмет противоречия остальным базовым законам, затем у мажилисменов, и только потом у сенаторов. В финале его утверждает или не утверждает президент.
В последнее время общественность тоже стала принимать участие в обсуждении законов. Правда, госорганы не всегда к ней прислушиваются, ограничиваясь узковедомственным интересом, словно в частной корпорации. Общественность не принимала участия в обсуждении данного документа. Видимо, его решили незаметно «протащить», а потом поставить всех перед фактом.
Для наглядности скажем, что на сегодняшний день в республике трудится около 450 тысяч предприятий. Порядка 70% из них занимаются торговозакупочными экспортноимпортными операциями. Свыше 1 миллиона человек заняты в челночном бизнесе. Всего по республике на базарах и рынках сегодня трудятся около 700 тыс. человек. В Алматы эта цифра — около 80 тыс. человек.
Сфера торговли является самым распространенным местом занятости трудоспособного населения республики. С введением дополнительных разрешительных мер, большая часть субъектов реального сектора экономики начнут уходить в ее «теневую сферу».
Негодование отраслевиков также вызвало то, что документ направлен именно в адрес малого бизнеса, потому что он наименее защищен. Законопроект не планирует регулировать область продажи нефти и нефтепродуктов, металлов (в том числе драгоценных), обращения валюты, ценных бумаг, земли, алкогольной продукции и этилового спирта, лекарственных средств «и других товаров».
В самом проекте просматривается четкая тенденция, или, как сейчас модно выражаться в некоторых кругах, ангажированность. Отраслевики подозревают, что у нефтяных, зерновых, металлических, спиртоперегонных и им подобных олигархий есть свое крепкое, мощное лобби как в правительстве, так и в парламенте. Если следовать этой логике, становится понятным «откуда растут ноги». Слова «и других товаров», «если иное не предусмотрено законом» является, по мнению юристов, очень перспективным с точки зрения коррупции, потому что имеет широкое поле для трактования.
Любое грубое государственное регулирование рынка приводит к его деформации и выводу из строя. По мнению общественников, это может привести к созданию нового силового органа, наподобие бывшего ОБХСС, который контролировал хождение товара в стране в бытность советской власти.
По подозрению общественников, все это делается в угоду крупному бизнесу, который сегодня и способен организовать продмаги и универмаги (супермаркеты). Цены там, как известно, заметно отличаются от доступных широким слоям населения. По словам отраслевиков из сферы торговли, у редкого ответственного чиновника в правительстве нет своего бизнеса. Свое дело — оно и в Африке свое дело. Отраслевики говорят, что министерские чиновники убивают сразу двух зайцев: защищают крупный бизнес от малого и находят возможность монополизировать рынок, хорошо подзаработав на действии «вредного закона».
Данный законопроект уже имеет предысторию. Примерно год тому назад данный документ уже пытались провести через парламент, но его удалось «завернуть». В свой первый день рождения он получил имя Закон «О торговле». В свою вторую реинкарнацию его имя меняют на то, под которым его рассматривают сенаторы. И вот сегодня он снова «выплыл на поверхность».
В казахстанской юридической базе уже есть 23 закона, включая таможенный Кодекс, которые регулируют сферу импорта товаров. В данном случае, проект будет уже 24-м соответственно. По этому поводу отраслевики возмущаются: ну, уж куда больше-то?! Сколько еще нужно написать заградительных законов?
Отраслевики часто вспоминают слова президента, сказанные им на XI Форуме предпринимателей о том, что государственные органы должны сократить количество лишних справок, сертификатов, препон и преград. И с сожалением отмечают, что распоряжения главы государства не только не исполняются, но наоборот, препоны и преграды становятся более непреодолимыми.
Представители отрасли говорят, что до этого времени торговля развивалась без специального закона, подчиняясь, все больше, рыночным, соответствующим принципу «спрос определяет предложение». Они также негодуют по поводу обоснования принятия данного закона: целью принятия данного документа является выполнение плана законопроектных работ. Никто из министерских чиновников не думает об улучшении условий и культуры торговли, снижении цен, насыщении рынка товарами. Они думают о том, чтобы сошлись отчеты.
В связи с принятием данного закона, потребуется создание контрольно-надзорного органа. А он, естественно, станет дополнительной строкой расходов для налогоплательщиков. И это вместо того, чтобы рачительно использовать бюджетные средства, создавать новые рабочие места. Вообще-то, новые рабочие места и впрямь появятся, но это будет штат бюрократов, вместо действительно чего-то общественно полезного.
По мнению общественников, сегодня крупным и средним бизнесом предпринимается третья попытка передела республиканского товарного рынка. Первый передел был проведен, как известно, в период «дикой» приватизации. Второй — во время дефолта 1998 года.
Государство в лице правительства пытается содействовать развитию рынка, бизнеса и его инфраструктур, создает специализированные организации и т.д. и т.п. Однако все потуги оказываются маломощными и непродуктивными, ни от чего, собственно говоря, не спасающими. В иных случаях, именно эти структуры, созданные под эгидой стратегии индустриальноинновационного развития, работают на благо именно крупному бизнесу.
Все правительственные органы, призванные защищать малый бизнес, по сути, находятся в чахлом состоянии. Им не выдано особых привилегий, либо полномочий, точно так же, как и денежных ресурсов. Зато правительство преуспело в создании контрольнонадзорных органов, которые больше душат, чем способствуют.
Самым крупным организатором рабочих мест на сегодняшний момент является как раз рынок. Правительство, как известно, не в силах «найти работу» экономически активному населению, поэтому оно является самозанятым (от каждого по способностям, — каждому по заслугам). С одной стороны государство разрешило частную экономическую инициативу, а с другой стороны хитро душит ее при помощи нормативов, законодательных актов и пр. бюрократических «кружев». По мнению общественников, третий виток передела рынка ставит под сомнение развитие среднего класса, который, как известно, является становым хребтом любого общества.
Одна из главных ролей, которая лежит на государстве, заключается в его воспитательной функции. Очень важным становится воспитание в гражданине правовой культуры. Только так можно ставить и добиваться какихлибо целей. На первый взгляд, эти слова могут показаться высокопарными, или выдержками из учебников. Но это учебники, которые жизнь все время пытается заставить прочитать.
К сожалению, государство не всегда учит нужным правилам, иногда оно учит понятиям, которые призывают обходить эти правила. Следовательно, само сообщество должно научить государство в лице госаппарата уважать и соблюдать те правила, которые госаппарат пишет для сообщества. Только так можно достичь эволюции и позитивного развития. «C’est la vie!», — что в переводе с французского означает «такова диалектика жизни!»
Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com