Трасса, опасная для жизни - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трасса, опасная для жизни

Трасса, опасная для жизни

Во время последней поездки из Тараза в Кордай бросилось в глаза обилие надгробных памятников, одиноко стоящих вдоль трассы. Раньше казалось, что надгробия стоят как предостережение водителям, – дорога требует внимания. Теперь понимаю, что это еще и трагический укор нашим дорожным службам.

  • 22 Мая 2009
  • 1350
Фото - Caravan.kz

Такие вот дороги – врагу не пожелаешь

Мы выехали из Тараза с надеждой попасть в Кордай как можно быстрее. На участке Мерке – Кордай оказались, когда уже стемнело, и встречный свет “сбивал прицел”. Особенно слепили галогенки. Машина одну за другой “ловила” ямы. Днище глухо гремело об асфальт. После очередного “попадания” колесо подозрительно зашелестело – прокол. Поставили запаску. Но поехать не смогли – машина не заводилась. Кайрат, наш водитель, больше часа безуспешно пытался кого-нибудь остановить, чтобы попросить о помощи. Наконец нас взяли на буксир трое мужчин на джипе. Километр – волоком, и машина провалилась в очередную яму. Баллон прорвался, диск погнулся. Мы встали окончательно и задумались, откуда ждать помощи. Машину не починить – темно, пешком никуда не уйти – дождь, в салоне холодно – не работает печь. Ясно, что нужен эвакуатор.

Не все могут позвонить начальнику ДПС…

Вспомнилась реклама, пришедшая на мобильник несколько месяцев назад, – телефоны экстренных служб. Дальше было – как в песне. “Я спросил у ясеня, я спросил у тополя…” Ни “112”, ни “102” не могли дать ни номеров эвакуаторов, ни номеров каких-либо техслужб, в которые можно обратиться. Пришлось звонить домой. Эвакуатор нашел отец Кайрата в Таразе, машину благополучно вернули и починили. Как говорится, спасибо семье, спасибо друзьям, отдельное спасибо начальнику ДПС УВД Кайсару Султанбаеву: без его подчиненных мы бы ловили попутку до утра. Правда, не у каждого, кто поломался за городом, есть возможность обратиться в час ночи к начальнику дорожной полиции. Но у каждого из нас есть правительство, взявшее на себя обязанность максимально наладить нашу жизнь. Однако…

Попал в яму помельче – значит повезло!

В ту ночь мы не одни куковали на дороге. Кордайско-меркенский отрезок международной трассы Алматы – Термез был просто усеян автомобилями. Мы насчитали 14 машин, стоявших у обочины. И это неудивительно. По поводу этой трассы водители изощряются в эпитетах: “на Берлин”, “блокадная”, “военно-грузинская”, “червивая”. На протяжении примерно 200 километров встречается около десятка участков, где дорожное полотно испещрено ямами и ямками различной глубины и конфигурации. Избежав одной, попадаешь в другую. Задача водителя заключается не в том, чтобы объехать путевые дыры. Это просто невозможно. Задача – заехать в самую мелкую, чтоб автомобиль меньше пострадал.

Там, где нет ям, асфальт словно выложен мозаикой. Серые квадратики разных оттенков говорят о том, что полотно неоднократно латали – так называемый ямочный ремонт. Но ямочный ремонт на участке, где уже несколько лет весна и осень крушат дорожное покрытие, – дело неблагодарное. Особенности местного грунта – высокая способность к фильтрации. При большом количестве влаги – при таянии снегов или обильных дождях – подпочвенные потоки поднимаются высоко к поверхности и вымывают основание. В результате асфальт вспучивается или проседает. Лет пять назад на этом отрезке сильно размыло трассу, через год инцидент повторился. Уже тогда можно было принять необходимые меры: улучшить дренаж, усилить полотно. Но дорожные службы предпочитают латать дырки по несколько раз в год – экономят деньги. “Экономия” эта выливается во множество цифирок. По Жамбылской области проходит 847 километров трассы. На их ямочный ремонт в прошлом году, например, ушло почти сто миллионов тенге. Сто миллионов, чтоб только засыпать ямки, – кучеряво живем.

Диалог в духе “дурак – сам дурак”?

Недавно заместитель акима области Карим Кокрекбаев написал дорожникам письмо по поводу увеличения числа ДТП из-за плохого состояния дорог. Дорожники ему ответили в духе “сами дураки”: “Анализ ДТП показывает, что одной из главных причин является нарушение скоростного режима. Ни одно ДТП не зарегистрировано по сопутствующим условиям…”. В общем, водители сами виноваты в поломках. Не обращают внимания на предупреждающие знаки. Но, во-первых, знаки есть не на всех участках. Во-вторых, один раз попав в темноте в яму, водитель уже смотрит не по сторонам, а напряженно “сканирует” дорогу “под ногами”. Но даже при езде со скоростью 20 километров в час никто не застрахован от происшествий, особенно в ночное время. Тот, кто часто выезжает за город, знает, что две-три ямки поглубже – и ремонт гнутых осей, сломанных гранат и прочих составных ходовой части почти гарантирован. Кто из водителей о подобных поломках сообщает в госорганы? Повздыхал, отремонтировал, поехал дальше. Поэтому и нет статистики происшествий “по сопутствующим условиям”.

За страну обидно…

Специалисты жамбылского филиала “Казавтодора” утешают: в следующем году планируется строительство новой международной трассы Западная Европа – Западный Китай. В рамках этого строительства меркенско-кордайский участок будет реконструирован. Но пока строительство еще даже не начато, как выживать на разбитых дорогах?

Если вы не перевернулись, не наехали на кого-то, не разбили машину, не сломали ногу, интереса к своей персоне со стороны госслужб можете не ждать. Ни спасатели, ни полиция, ни дорожно-эксплуатационные службы не примчатся вам помогать. С одной стороны, это абсолютно правильно. Бюджет не резиновый, а поездки частных лиц даже по работе – частное дело этих самых лиц. С другой стороны, обидно оставаться с проблемой один на один. А если ты житель другой области, тем более государства, проблема превращается в маленькое несчастье. Сегодня мало кто выезжает за город без мобильника и редко кто не знает телефонов срочных служб. Но ни “112”, ни “102” не могут дать информации о платных сервисах…

Сегодня дороги – это нервы и артерии государств. Что можно сказать о нашем здоровье, путешествуя по нашим дорогам?

Индира БОТАШЕВА, фото автора, Тараз