Казахстанские водители и владельцы автотранспорта начали выражать обеспокоенность сразу же как стало известно о намерениях российских таможенников. Но получить квалифицированный комментарии по столь важному межгосударственному вопросу, оказалось не у кого. Особую тревогу забили казахстанские граждане, проживающие в регионах, граничащих с северным соседом. Западно-Казахстанская область соседствует сразу с пятью субъектами Российской Федерации. И здесь граждане больше чем где бы то ни было пересекают государственную границу, а потому требуют разъяснения ситуации, ущемляющих их права. Таможенный комитет по Западно-Казахстанской области в связи с этим обратился за разъяснениями к своим коллегам из всех приграничных областей. Ответы были получены разные, каждый комментировал документ по-своему.
Приказ №1 государственного таможенного комитета РФ о введении новых правил транзитного оформления въезжающих в Россию автомобилей из стран Содружества появился 4января2002года . Сей документ был зарегистрирован в минюсте РФ 2марта. Согласно этого документа каждый гражданин Казахстана, равно как и любой другой страны СНГ, въезжая в Россию на машине с двигателем емкостью от 1500 куб.см и выше, обязан внести так называемый транзитный залог в полторы тысячи евро на депозитный счет местного таможенного управления. Если объем двигателя превышает показатель в 2500 куб.см. сумма залога составляет две с половиной тысячи евро. Получается, что транзит автотранспорта через территорию России производится при уплате таможенных платежей , в том числе внесения на депозит таможенного органа РФ вышеуказанных сумм до вывоза транспортного средства с территории РФ, предоставление гарантии банка. Также предоставляется возможность использования услуг таможенного перевозчика либо перемещения автотранспорта под таможенным сопровождением. При этом все понимают, что к услугам последних мало кто будет прибегать, не считая оптовых перевозчиков машин.
Таким образом Россия ужесточает государственный контроль за ввозом автотранспорта на свою территорию. По мнению российских таможенных органов, каждая третья въезжающая в Россию транзитная машина обратно не выезжает. Они оставляются здесь- продаются и разбираются на запчасти. Причем, государство с этого ничего не имеет. То есть не имело, сейчас все должно измениться.
Ужесточение правил будет применяться в отношении физических лиц, перемещающих автотранспорт в качестве товара своим ходом. В частности, как пояснили в Министерстве иностранных дел Казахстана, это правило касается граждан Казахстана, выезжающих за рубеж для приобретения транспортных средств, так называемых перегонщиков иномарок. Им то российские таможенники и рекомендуют внести залог перед поездкой за рубеж, дабы не накликать себе проблем при пересечении границы на обратном пути. Обеспокоенность соседнего государства, по меньшей мере кажется не совсем корректным, тем более, если учесть, что Казахстан и Россия входят в таможенный Союз и должны бы действовать в рамках таможенного соглашения, подписанного главами всех членов Союза, где четко оговариваются действия членов Союза. В частности, в этом документе оговаривается, что «Стороны не облагают таможенными пошлинами и налогами транспортные средства, ввозимые из государств, не участвующих в данном соглашении, на таможенную территорию Стороны транзитом через территории других сторон; перемещаемые между сторонами транзитом через таможенные территории Сторон в государства, не участвующие в данном соглашении».
Четко и ясно — дальше некуда. Но для кого это все было написано, если все равно не выполняется. Возникает вопрос, что выше по юридической силе: Таможенного соглашение стран-членов соглашения, — являющееся международным документом, или все-таки ведомственные приказы российского таможенного комитета?! Сегодняшнее положение вещей говорит о прерогативе документа одного государства над международным. Конечно, каждая страна должна защищать свои интересы, особенно, если это касается экономических и политических моментов. Но в таком случае для других стран- участниц ситуации должны быть четко разъяснены все вводимые нормы, дабы не получилось недоразумении и казусов. Автор этих строк обратился в таможенный комитет Саратовской области с просьбой прокомментировать механизм внедрения новых правил транзита транспортных средств через свою территорию. Но здесь отказались комментировать, сославшись на проблемы » во взаимоотношениях и интерпретации» данной нормы. Остальные соседние с Западно-Казахстанской областью таможенные органы России также дают различные толкования закона собственной страны.
Механизм внедрения данного правила еще не доведен до нижестоящих органов. Но предприимчивые бизнесмены уже пытаются заработать на этой неразберихе, предлагая свои услуги по залоговому кредитованию и др.
Между тем, ситуация на границе с каждым днем обостряется, ибо граждане, пересекающие государственную границу хотят знать свои права, но самое главное определенности. К тому же до сих неизвестно, до каких пор будет действовать сие положение.
А когда нет определенности возникает куча догадок и домыслов, которые в конечном итоге вредят межгосударственным взаимоотношениям.