Транспортные налоги казахстанцев "закатают" в БАКАД - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Транспортные налоги казахстанцев "закатают" в БАКАД

Транспортные налоги казахстанцев "закатают" в БАКАД

Экономист Марат Абдурахманов считает, что Большая Алматинская кольцевая дорога должна быть бесплатной.

  • 9 Января
  • 17077
Фото - Caravan.kz

Ежегодно казахстанцы платят транспортный налог за владение автомобилем. Такой вид сбора объясняется тем, что дороги разрушаются, их нужно за счет чего-то восстанавливать. В 2024 году транспортный налог в Казахстане вырос вслед за показателем МРП и составил 3 692 тенге. Понятно, что собранные путем налога деньги необязательно должны финансировать ремонт и строительство дорог, но все же транспортная инфраструктура должна обновляться и поддерживаться.

Как было указано в проекте республиканского бюджета на 2024-2026 годы, на развитие транспортной отрасли предусмотрено 755,3 млрд тенге (2024 год – 301,2 млн тенге, 2025 год – 225,2 млн тенге, 2026 год – 228,7 млн тенге). Всего будет модернизировано 343 км дорог, отремонтировано 1 100 км дорог. Но самое интересное, что часть бюджетных средств – 510,3 млн тенге пойдет на погашение займов под государственную гарантию, которые были направлены для повышения транзитного потенциала страны. По всей видимости, речь идет о строительстве Большой Алматинской кольцевой дороги.  Некоторые издания так и указали, что «планируется оплатить государственное обязательство в рамках проекта БАКАД, введенной в эксплуатацию в июне 2023 года». Напомним, что это платная дорога, и с 1 января тарифы на проезд по этой дороге повысились. Получается, мы платим за нее два раза?

Финансирование проекта проводилось синдикатом кредиторов в лице Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Евразийского банка развития (ЕАБР), Исламского банка развития (ИБР). Консорциум, который управляет БАКАД, образован турецкими и корейскими фирмами Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret A. Ş., Makyol Inşaat Sanayi Turizm ve Ticaret A., Korea Expressway Corporation и SK Engineering & Construction Co. Ltd. Эти компании специально для проекта создали ТОО «БАКАД Инвестиции и Операции». Общая сумма заемных средств оценивалась в 580 млн долларов, собственное участие турецко-корейского консорциума — 160 млн долларов. 

То есть государственные обязательства составили 70 % всех затрат? И теперь мы отбиваем банковские кредиты своими налогами, к тому же еще восполняем «кошельки» иностранных инвесторов, оплачивая проезд.

Между тем в мае СМИ писали о том, что на въезде в БАКАД, который еще не запустили, образовалась яма. Выбоина возникла в связи с несанкционированной прокладкой водопровода под реконструированным участком дороги Алматы — Конаев. Получается, что наши кровно заработанные и переданные государству деньги расходовались крайне неэффективно. Несогласованные с коммунальщиками действия, ошибки при проектировании привели к тому, что бюджетные средства ушли «в песок».

 

«Проблема в отсутствии ответственности непосредственно перед гражданами. Когда мы платим налог на транспорт, дорожные сборы, у нас нет прав. В итоге получаем такой результат. Поскольку БАКАД не отвечает требованиям для платных дорог, она должна стать бесплатной до тех пор, пока ее не переделают», — считает

экономист Марат Абдурахманов.

Если учесть, сколько дорог в Алматинской области было «убито» в ожидании БАКАДа, то затраты государства на эту кольцевую дорогу могут вырасти в разы. К примеру, трасса от Мамышулы в сторону Бурундая (Сарбулакский тракт) разбита напрочь. Дорога эта областного значения, соединяет между собой множество населённых пунктов, и именно по ней идёт транзитный грузовой транспорт. На отрезке около пересечения с улицей Момышулы поток тяжелой грузовой техники не прекращается. Предполагалось, что разгрузить трассу удастся после запуска БАКАД, на которую уйдут транзитники. Строительство БАКАД завершилось, но по Сорбулакскому тракту по-прежнему едут самосвалы, бензовозы и груженые фуры. Видимо, ждут пробивки радиальных дорог от БАКАД до Саина и Рыскулова.

Могут ли подешеветь платные дороги в Казахстане

В 2021-2022 году дорогу ремонтировали. Но асфальт на этой трассе долго не держится, буквально через полгода после очередного ремонта покрытие поплыло, дорожное полотно превратилось в «стиральную доску» с огромными гребнями. В сентябре прошлого года при поддержке Управления автодорог Алматинской области и подрядной организации РСУ-1 неровности асфальтового покрытия по улице Жаужурек, между улицами Азербаева и Момышулы были срезаны. То есть эти гребни «стесали», оставив на дороге полосы, не закрытые асфальтом.

Получается, что бюджетные деньги сначала были потрачены на бессмысленный ремонт, потом на срез неровностей. По весне снова потребуются деньги на ремонт.

В Жамбылской области платить два раза пришлось за очистку дороги. Сначала в виде платы за проезд компании «КазАвтоЖол», за якобы услуги по очистке, россыпи противоледных средств. Второй раз —  в виде налогов, которые пошли на уборку снега с участием ДЧС. Но антикоррупционная служба расследует другое дело в отношении должностных лиц «КазАвтоЖола». Их подозревают в хищении бюджетных средств при строительстве пункта пропуска «Кордай» в Жамбылской области.

Кстати, в проекте республиканского бюджета на 2024-2026 годы заложено 50 млрд тенге на строительство 20 пограничных отделений и 6 пунктов пропуска, а также реконструкцию 2 аэропортов. В общем, будет над чем поработать антикору. К тому же миллиард-другой всегда можно списать на ошибки, просчеты, несогласованные действия, потому как ответственность за это никто не несет.