Астана решила форсировать события в этом направлении, объявив мораторий на ее применение, хотя и ранее многими международными и неправительственными организациями делались прогнозы относительно того, что мораторий на смертную казнь и замена ее альтернативными видами наказания, в частности, пожизненным заключением, могут быть введены в Казахстане с 1 января 2004 года.
Насколько оправдан этот шаг со стороны Казахстана — покажет время, но уже сейчас со стороны международных организаций можно отметить позитивное отношение к Астане в связи с принятием подобных мер.
Конечно, мораторий не означает отмену смертной казни, но и здесь о сохранении смертной казни в законодательстве до ее полной отмены нужно не только время, но и решение финансовых вопросов.
И в этом плане установление конкретных сроков полной отмены смертной казни в Республике Казахстан зависит от реальных усилий государственных структур и законодательных органов. Вполне вероятно, что лакмусовой бумажкой в этом процессе могут служить международные и местные неправительственные организации, которые смогут осуществлять мониторинг проводимых на государственном уровне мероприятий в отношении отмены смертной казни и исключению ее из уголовного кодекса Республики Казахстан.
Если ознакомиться со статьей 49 п.1 (Смертная казнь) Уголовного Кодекса Республики Казахстан от 16.07.1997 N 167-1, то там четко определено, что «Смертная казнь — расстрел, как исключительная мера наказания, может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершаемые в военное время или в боевой обстановке, государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества, и особо тяжкие воинские преступления.
Конечно, на протяжении длительного времени международными и местными неправительственными организациями проводились различные мероприятия и кампании связанные с отменой смертной казни и смягчением наказания подсудимым. И, как следствие — в статье 49 появился пункт 2, в котором указано, что: «Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста». Это уже являлось победой общества на пути к общечеловеческим ценностям.
Вторым шагом правительства на пути к либерализации наказания стал пункт 3 вышеназванной статьи УК РК, в котором уже присутствует вариант о замене смертной казни пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
И, как логическое продолжение Астана решила использовать мораторий на смертную казнь, что с одной стороны вселяет определенную долю оптимизма, с другой стороны — настораживает.
Почему это стало возможным именно сейчас, а не раньше или позже, к примеру, в 2006 году?
Вполне вероятно, что это сделано не в угоду международным организациям, а является одним из шагов в предвыборной борьбе на политическом Олимпе Казахстана.
К тому же наступает череда встреч на высшем уровне представителей Казахстана с представителями стран Европы по вопросам углубления международного сотрудничества в экономической, индустриальной и других областях, а также предоставлении Казахстану льготного режима в финансовой сфере, в том числе и при обсуждении вопросов о займах и кредитах.
Если рассматривать введение моратория изнутри Казахстана, то становится понятным, что оно будет сопряжено со многими проблемами, которые будут являться сопутствующим фактором в реализации реформы по гуманизации уголовно-исправительной системы.
Так, по сообщению ИТАР-ТАСС со ссылкой на министра юстиции Казахстана Оналсына Жумабекова, в настоящее время подготовлен проект закона, предусматривающий введение пожизненного заключения, а в Павлодаре начнется строительство колонии строгого режима для заключенных, отбывающих пожизненный срок. Правда, неизвестно на какие средства будет строиться заведение, но сам факт того, что государство действует в данном направлении, вызывает только положительные эмоции.
В последнее время многими представителями международных и неправительственных организаций отмечено, что смертная казнь как уголовное наказание не является сдерживающим фактором при совершении преступления.
В результате чего общество от смертной казни не получает повышенных гарантий в отношении безопасности жизни и здоровья граждан.
Здесь также нужно учитывать, что граждане Казахстана не могут ознакомиться через средства массовой информации со статистическими данными по применению смертной казни в республике (хотя это отмечено в резолюции 1989/64 ЭКОСОС от 24 мая 1989 года и Копенгагенском документе ОБСЕ от 1990 года).
Что тоже не играет на пользу государству, которое даже в воспитательных целях (как это ранее считалось) старается не опубликовывать подобную статистику.
Сторонники отмены смертной казни считают что:
1. Приводя в исполнение решение суда в виде расстрела, государство само становится убийцей, фактически обесценивая человеческую жизнь.
2. Очень велика вероятность (особенно в Казахстане, впрочем, как и во всех странах бывшего СССР) судебных ошибок. При этом исправить подобные судебные ошибки после проведения приговора в силу не представляется возможным.
3. Жизнь человеку дается не судом, соответственно не суду ее отнимать. Об этом уже написано много трактатов, и не только на межгосударственном уровне, но есть и многочисленные упоминания в источниках имеющих свое происхождение задолго до начала существования государств и являющихся основой многих религиозных учений.
4. Стоит отметить, что то ограниченное количество смертных казней, которые ежегодно приводятся в исполнение в Казахстане, никого не устрашают (может быть по причине отсутствия информации о подобных случаях и отсутствие грамотно продуманного на государственном уровне механизма пропаганды за ведение «правильного» образа жизни) и не останавливают от совершения преступления. Другими словами данное наказание не выполняет превентивной функции.
Что касается сторонников сохранения смертной казни, то их, как ни странно в Казахстане большинство (то же самое можно сказать и про большинство государств-членов СНГ).
В случае с Казахстаном обнадеживает ситуация отсутствия на территории республики терактов, потому что в Российской Федерации, именно они вызвали противоположное движение общественности, что подтвердила кампания по сбору подписей за проведение общероссийского референдума по вопросу отмены моратория на применение смертной казни для лиц, виновных в организации и проведении терактов.
Вполне вероятно, что Казахстан предпримет усилия по реализации принятых на себя обязательств, однако сначала придется подготовить нормативно-правовую базу и порядок применения нового вида наказания, определить порядок содержания пожизненно осужденных, разработать систему обеспечения безопасности персонала колоний.
Уже сейчас надо думать о том, каким образом Казахстан будет строить систему пожизненного заключения осужденных и есть ли финансовые возможности у республики?
Ведь только создание колонии для содержания осужденных пожизненно, по подсчетам комитета уголовной исполнительной системы Минюста республики, составит $5,4 миллионов, а с учетом обучения и содержания персонала расходы, по словам И.Рогова, вырастут до $13,5 миллионов, что само по себе является не только значительной суммой, но и может стать одним из препятствий на выбранном пути.
Конечно, нужно соразмерять свои возможности с потребностями, но: хочет ли Казахстан стать полноценным членом мирового сообщества или находится в стане государств с низкой правовой культурой населения и высоким уровнем преступности?