Трамвай желаний - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Трамвай желаний

Трамвай желаний

Важное для Усть-Каменогорска предприятие – трамвайный парк – четвертый год (!) непрерывно проверяют.

  • 25 Января 2013
  • 2471
Фото - Caravan.kz

Первые трамваи появились в городе в 1959 году – как транспорт для работников металлургических комбинатов. За 4 десятка лет хозяйство выросло до крепкого производства с собственным детсадом, общежитием, базой отдыха.

В 1996 году, в эпоху приватизации всего и вся, трамвайный парк выставили на торги. И продали – с подвижным составом из почти 6 десятков трамваев, десятками километров путей, мощным депо, административными зданиями, хозпостройками, техникой, детсадами, общежитием и прочим добром – за… 200 тысяч долларов.

Редакция располагает, можно сказать, историческим письмом экс-акима Усть-Каменогорска Веры СУХОРУКОВОЙ, где она пишет: “По состоянию на 1 июля 1997 года… в технической готовности находилось 100 процентов подвижного состава. Превышение дебиторской задолженности над кредиторской – около 4 млн. тенге, на складах находилось товарно-материальных ценностей на сумму более 20 млн. тенге”.

Парк достался некоему ТОО “Ягодка”, переоформившему все имущество на нескольких человек. Как новоявленные руководители распорядились хозяйством? В том же письме градоначальник уведомила: ремонт трамвайных путей сократился в 2,5 раза, больше 12 км доведено до аварийного состояния, зарплата рабочим урезана…

Комментарии, как говорится, излишни. Горожане до сих пор помнят, как в считанные дни была демонтирована строящаяся трамвайная линия в районе комбината шелковых тканей – десятки километров рельсов. Помнят, как по городу курсировали убитые вагоны с фанерками вместо окон. Куда ушли деньги, заложенные в тарифе на ремонт?

Пошел по рукам

В 2005–2006 годах в парке произошла смена собственников. Трамвайное хозяйство в очередной раз перешло из рук в руки.

Четыре года назад многоступенчатые операции с имуществом транспортного предприятия попали в поле зрения прокуратуры. На предприятии начались проверки. Одна за другой. По словам гендиректора действующего трамвайного парка (ТОО “Тахами путь”) Анатолия УСПЕНСКОГО, дошло до того, что правоохранительные органы каждое утро брали пробы земли во время уличного ремонта путей.

Четырежды было отказано в возбуждении уголовного дела. Четырежды по указанию прокуратуры следствие вновь

возобновлялось. Дело возбудили только в октябре 2011 года по статье 177, часть “б” УК РК по признакам мошенничества.

– За время бесконечных проверок в трудовом коллективе накопились усталость и страх. Люди уже всего боятся, – говорит гендиректор. – У ТОО изъяты все бухгалтерские документы, кассовые отчеты, договоры… При этом на запрос в финпол нам официально заявили: “Тахами путь” не является участником уголовного процесса!

«От предприятия все шарахаются»

Под проверки налоговиков, по словам директора, попали все контрагенты парка – банки, поставщики запчастей… Дошло до того, что местная типография отказалась печатать трамвайщикам билеты.

– Письменно известили, что возобновят работу, как только у нас закончатся проверки, – рассказал А. Успенский. – А устно признались: нам не нужна из-за вас головная боль. Но если не будет билетов, как трамваи смогут работать?

Сейчас, как говорит руководитель, даже магазины отказываются продавать работникам парка бытовую технику в кредит – боятся навлечь встречные проверки. Предприятие словно прокаженное, от него все шарахаются.

Пока парк выживает как может. Из почти 60 (на момент приватизации) вагонов в повседневной работе осталось 25.

Для Усть-Каменогорска трамвайный парк – стратегическое предприятие. Трамваи – единственный транспорт, который не усугубляет экологическую ситуацию в городе и не боится 40-градусных морозов. Но сколько еще протянет предприятие без запчастей, ремонта, обновления?

Эксперты разберутся?

На прошлой неделе проблемы усть-каменогорского транспортного предприятия прозвучали на всю республику. 16 января их обсуждали в ходе видеоконференц-связи по защите прав предпринимателей с участием представителей Генпрокуратуры, Национальной экономической палаты (НЭПК) “Союз “Атамекен”, территориальных прокуроров. В Усть-Каменогорск решено направить группу из специалистов высшего надзорного органа и “Атамекена”, чтобы на месте разобраться в ситуации.

И это понятно, трамвайный парк – предприятие крайне важное для города.

В свою очередь редакция направила запросы о приватизации АО “Трамвайный парк” в областную прокуратуру и департамент по госимуществу и приватизации. Нас интересовали оценочная стоимость предприятия, условия, цена его продажи. Вот какой ответ мы получили: “Оценочная стоимость госпакета акций составляла 48 миллионов 250 тысяч тенге… Другой информацией не располагаем”.

Неужели департамент по гос-имуществу не знает, кем, как и по какой цене продан стратегический для города объект?

Впрочем, может быть, и впрямь не знают чиновники таких подробностей. Но тогда это лучше всяких слов говорит о том, что ситуацию с трамвайным парком давно уже пустили на самотек.

Усть-Каменогорск