– Желание организовать такую выставку пришло не спонтанно – произошедшие события нас волновали, они прожиты душой и сердцем, – говорит куратор, художник Лидия ДРОЗДОВА. – У многих есть знакомые, друзья, которые пострадали. Мы планировали выставку провести позже, но руководство музея обратилось с просьбой – есть ли возможность организовать в феврале, пока в памяти всё отчетливо, ярко, ведь потом придут весна, праздники… Я поговорила с художниками, и мы решили написать работы, пока всё свежо в сознании. Хотя эта боль будет еще долго жить в сердцах. Как и многие жители нашего города, мы немного растеряны, в сознании многое уже изменилось…
– Мы не хотели посвящать выставку только трагическим событиям, поэтому принимали работы, отражающие любовь к родине, домашнему очагу, красоту нашей природы, – продолжает художница. – Всего 38 художников представили 60 работ. И большая часть посвящена вере в добро, в самое светлое и лучшее. Мы дорожим тем, что составляет счастье и свободу нашей жизни. Это красивая природа вокруг, родные будни, суета обычного рабочего дня, любимые увлечения и, конечно же, благополучие и мир в нашей стране.
“В те дни не было ни позывов, ни желания что-то делать”
Среди художников, отразивших тяжелые январские дни, – Марлан Нысанбаев, Игорь Гущин, Лидия Дроздова, Георгий Ли, Максим Ведерников, Ильдар Каримов, Виктория Цой, Анатолий Дроздов. В работах художники передали свои переживания, боль, поддержку всем жителям города. Одни к отражению темы подошли эмоционально, другие – документально.
Так, Виктория ЦОЙ представила работу “Неправильная молитва”. На ней изображены мусульманский молитвенный коврик и четки. А рядом лежит автомат Калашникова.
– В голове не совсем укладывается, как вера в человеке может совмещаться с какими-то неправильными действиями, – поясняет художница. – Человек совершает грабеж, насилие, а потом идет и молится. Эти мысли натолкнули на создание работы. В музей, где сейчас проходит выставка, пришли люди, которые попросили коврики или ткань, сели и стали молиться.
– Печально, что погибло много людей, то, что события несли темный характер, – говорит художник Анатолий ДРОЗДОВ. – В моих работах “В наших глазах” и “Следующий день” отражены скорбь, сочувствие. Нет особой смысловой нагрузки, я просто передаю момент переживаний, эмоции, действительность, какими их вижу.
– Удавалось ли вам творить в то непростое время?
– У меня творчество идет от позитивного начала. Когда я спокоен, внутренний порядок в голове, тогда отдаюсь работе. Именно в те дни не было ни позывов, ни желания что-то делать. Но был прецедент, когда с группой художников мы застряли на Кипре в период карантина, весной 2020 года (“КАРАВАН” рассказывал об этом в материале “Полная свобода для художника. Только твори!” от 21 июня 2020 года. – Прим. авт.). Все страны закрыли, перелеты прекратили, впереди – полная неизвестность. Мир не знал, что делать, а мы рисовали. И, знаете, в тот момент родились очень хорошие работы.
“Думаю, эта женщина совершила подвиг”
Свою картину “Призыв к человечности. Январские события” Лидия Дроздова посвятила конкретному человеку – заместителю директора ЦГМ РК Бибигуль ДАНДЫГАРАЕВОЙ, и моменту, когда в госмузей ворвалась толпа мужчин (подробности – в материале коллеги Марины Хегай “Они спрашивали о Золотом человеке": как сотрудники музея смогли защитить достояние страны от погромщиков”, "КАРАВАН" от 12 января 2022 года):
– На картине в окружении черной массы стоит Бибигуль, сложившая руки в мольбе. Она, как светлая душа, олицетворение всех женщин, матерей, обратилась к незваным гостям с искренней просьбой: пожалуйста, ничего не разрушайте – это история нашего Казахстана, ее нужно сохранить для потомков. Увидев, что мужчины замерзли, сделала материнский жест – пригласила их пройти, согреться, поговорить, попросила ничего не разрушать.
Думаю, эта женщина совершила подвиг, ведь никто не в силах предугадать, что могло произойти дальше, представить – как ей удалось найти нужные слова и донести их до сознания разъяренных людей, чтобы они заставили их задуматься, вспомнить о том, что у них тоже есть матери, понятие – чувство Родины.
Ворвавшиеся в музей погромщики на картине изображены с долей сомнения – кто-то потупил глаза, кто-то задумался, кто-то со стыдом наклонил голову. Их лица, фигуры не сильно прописаны, как бы разрушаются ломаными линиями – у них происходит ломка сознания, души…
– Конечно, я писала с желанием отразить момент, который меня потряс, пыталась представить: как бы я повела себя на месте Бибигуль, смогла бы так смело, уверенно донести до сознания этих мужчин человеческие истины? – продолжает художница. – Это уже история нашего города, поэтому я с удовольствием передаю картину в дар музею.
Я бы порадовалась за эту женщину, если бы руководство города ее достойно наградило, ведь она вместе с другими сотрудницами музея спасла золотые ценности нашей сокровищницы.
АЛМАТЫ