22 ноября Олегу Литвиненко исполнилось бы 34 года. Как рассказала руководитель пресс-службы ДВД Жамбылской области Роза Калдыбекова, футболист скончался в ночь с 17 на 18 ноября. Его еще теплое тело нашли работники кладбища ранним утром во время дежурного обхода. Он висел на пластиковом шнуре, полусидя на коленях, прислонясь боком к оградке могилы, довольно далеко от главного входа. Личность установили сразу же – в кармане куртки лежал паспорт.
Утром в понедельник полицейские позвонили в футбольный клуб “Тараз”. Бывшие партнеры Олега по команде Александр Шмариков и Нуркен Мазбаев подтвердили в морге, что перед ними Литвиненко.
Мама футболиста умерла в 90-е годы. В Таразе живет сейчас отец Олега. Но за телом сына он не пришел. Все сделали сотрудники клуба “Тараз”.
Основная версия трагедии – самоубийство. Прибывшие на место полицейские ни на теле покойного, ни вокруг следов борьбы не обнаружили. Но, как стало известно, на шее футболиста был обнаружен шрам. Информация об этом распространилась быстро и стала основанием для разговоров, что Литвиненко убили. Было произведено вскрытие. По результатам экспертизы станет окончательно ясно, покончил ли Литвиненко сам с жизнью или его убили.
Об Олеге как восходящей звезде казахстанского футбола заговорили в начале 90-х, когда ему не было еще и 20 лет. Талантливый футболист играл за лучшие команды Казахстана. В 1995 и 1998 годах был чемпионом страны в составе семипалатинского “Елимая”. Олег также обладатель Кубка страны 1995, 2001 и 2002 годов, лучший бомбардир чемпионата Казахстана 1995, 2001 и 2002 годов.
Литвиненко быстро стал одной из самых значимых фигур у казахстанских футбольных болельщиков. А в кругах специалистов также быстро пошли разговоры об Олеге как нарушителе спортивного режима. Тренеры прекрасно знали о том, что Литвиненко увлекается спиртным. Но видеть его в своей команде хотел каждый специалист. Литвиненко был одним из лучших нападающих страны, и умение регулярно забивать голы стало для всех устраивающей компенсацией за нарушения режима. Какие-то строгости в разное время к Олегу, конечно, применялись. Например, осенью 1997 года он в Алматы исчез из расположения национальной сборной и потом был отчислен из нее на некоторое время. Тогда Олегу не было и 25 лет. Но подобные строгости действенными никак нельзя было назвать. Сейчас все единодушны в том, что именно спиртное довело Литвиненко до смерти.
На Литвиненко уже многие махнули рукой, когда в начале 2005 года он неожиданно появился в составе “Алма-Аты”. Несмотря на скептическое отношение к его очередной попытке вернуться, он не просто стабильно и результативно отыграл весь сезон, но и вновь стал основным форвардом сборной Казахстана!
– В этот тяжелый период я понял, кто был для меня настоящим другом, а кто просто назывался им. Я переосмыслил всю свою жизнь и понял, что хочу жить по-другому, – говорил тогда в интервью Олег Литвиненко.
Однако в начале 2006 года, перейдя в “Астану”, Литвиненко снова сорвался, оказался вне команды и уже не вышел из пике. Летом 2007 года его заявил на чемпионат Казахстана родной клуб “Тараз”.
– Он был нападающий от бога, – убежден нынешний главный тренер “Тараза” Аскар Кушикбаев. – Когда я Олега пригласил в команду, у него горели глаза. Он хотел играть. Но плохое окружение сделало свое дело.
Олег даже забил гол. Но, как нам стало известно, исчез из команды, получив первую зарплату.
– В последние дни я видел Олега, он общался с какими-то непонятными людьми, плохо одетыми и нетрезвыми, – вспоминает Александр Шмариков, друг Литвиненко, знавший его 17 лет.
В последнее время Литвиненко метался между двумя городами – Таразом и Шымкентом, где жила его двоюродная сестра. С 2005 года в жизнь Олега вошла Марина. Но, видимо, жизнь эта была далеко не безоблачной. Как говорят одноклубники Литвиненко, все кончилось тем, что, когда Олег жил на базе “Тараза”, девушка продала квартиру с мебелью и укатила в другой город.
В Семее живет бывшая жена Литвиненко Юлия и единственный сын Александр. Юля развелась с Олегом, не став мириться с его образом жизни.
Последний месяц Литвиненко, узнали мы от его друзей, жил вместе со своим отцом, с которым не общался довольно длительное время. По словам отца, за несколько дней до смерти Олег попрощался, просил не держать зла. Он не обратил внимания – привык к частым отлучкам сына.
Похороны Литвиненко прошли в Таразе 21 ноября, за день до его дня рождения. Народу было очень много. Ведь все-таки он запомнился как один из самых ярких казахстанских футболистов последнего десятилетия. Литвиненко – лучший бомбардир в истории чемпионатов Казахстана. На его счету 148 голов. Всего он в различных официальных турнирах, включая и международные, забил больше 200 мячей. В 90-е годы в Азии за ним закрепилось прозвище Лити-Ураган.
В течение десяти лет он с перерывами играл за сборную Казахстана. Специалисты до сих пор с восхищением вспоминают его гол в ворота команды Ирака, забитый весной 2001 года в Алматы в отборочном матче чемпионата мира. Лити-Ураган издали мощным ударом с места закрутил мяч в дальнюю девятку. Переполненный стадион гудел от восторга.
– На такое способен только настоящий мастер, – вспоминает главный тренер той сборной Вахид Масудов. – Отлично помню тот красивейший гол. Олег был очень одарен. Бог ему дал все. Горько, что вот так с ним обошлась судьба.
– Что уж говорить, Олежка делал результат – забивал очень важные мячи, – вспоминает одноклубник по семипалатинскому “Елимаю” Кайрат Аубакиров. – Конечно, его за это все готовы были носить на руках.
– Олег был очень простым человеком, без всяких выкрутасов, – вспоминает близкий друг и один из самых результативных игроков в истории чемпионатов Казахстана Андрей Мирошниченко. – Последнюю рубашку мог другу отдать.
– Я протянул руку помощи, потому что Олег был Человеком с большой буквы, – говорит Сергей Тимофеев, в 2005 году он был главным тренером сборной Казахстана. – Я видел: от него все отвернулись, говорили про него ужасные вещи. А кто у нас в казахстанском футболе не пьет? Да все пили! Я не видел в этом ничего страшного, мы поставили его на ноги. Забивал голы. Я не видел нападающего сильнее Литвиненко.
– Я его называл сынок, он меня – папа, – вспоминает бывший главный тренер семипалатинского “Елимая” Анатолий Чернов, ныне живущий в Москве. – Я мог держать его в узде. Как только он уезжал в сборную или переходил в другой клуб, то срывался – уходил в запой. Он меня даже боялся. Когда я ему говорил: “Олег, поехали в больницу, сделаем укольчик”, он уже понимал, что спорить со мной было бесполезно, – спокойно ехал.
Аскат ЖАКАЕВ, Индира БОТАШЕВА, Турар КЕЛЬМАГАМБЕТОВ (фото)