И они готовы разрабатывать специальные программы по развитию отраслей промышленности. Но, к своему сожалению, отраслевики отмечают, что их видение СИИР байкотируется, игнорируется или не находит понимания у правительства.
В иных случаях, когда промышленники обращаются с предложениями в министерства, там просят предоставить, как сейчас говорят, «концепцию». Когда ее предоставляют, чиновники начинают затыкать ею дыры и пробелы в своей работе. Бывает даже так, что производители предоставляют программы, а министерство отвечает тишиной. Поэтому часто в последнее время производители говорят гневное «фи» министерствам индустрии и торговли; сельского хозяйства и т.д. То есть в целом 55 (!) контрольнонадзорным органам.
По мнению промышленников и производителей, сегодня есть ряд препятствий, тормозящих развитие СИИРа. Именно этим «тормозам» Форум предпринимателей посвятил круглый стол «Проблемы участия бизнеса в подготовке и реализации отраслевых программ», где собрались отечественные производители и только один чиновник в лице Серика Примбетова, заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС.
Гн Примбетов вкратце рассказал о политэкономических процессах, которые сегодня протекают в рамках ЕврАзЭС между пятью государствамиучастниками. Одним из камней преткновения в отношениях продолжают оставаться таможенные тарифы. Зачастую именно они и создают дезинтеграционные трещинки.
Проблема обостряется благодаря тому, что страны хотят по максимуму соблюсти свой интерес, не считаясь с интересами партнеров. К примеру, по словам Серика Примбетова, Россия требует от Казахстана уменьшения нулевых ставок. Следовательно, одна из главных проблем, которую нужно решать в ближайшем будущем — таможенные тарифы. По этому поводу в рамках ЕврАзЭС действует специальная комиссия по этому поводу на уровне вицеминистров по экономике или экономического развития.
Сегодня главы пяти государств обсуждают вопросы консолидированного вступления в ВТО на условиях, предложенных и согласованных с российской стороной, потому что та намерена играть лидирующую роль.
Заместитель генсека ЕврАзЭС отметил, что в этой организации уделяется внимание развитию бизнеса, который должен сформировать не только экономику, но и становой хребет общества — средний класс. По этому поводу в прошлом году был организован деловой совет ЕврАзЭС. В руководство совета входят достаточно известные персоны: наш бывший соотечественник и бывший вицепремьер российского правительства Олег Сосковец, возглавляющий организацию с олигархическим уклоном — финансовопромышленную группу (ФПГ), Евгений Примаков, глава торговопромышленной палаты РФ, и Аркадий Вольский.
Деловые советы созданы также во всех остальных четырех государствах: к примеру, деловой совет ЕврАзЭС Казахстан, ДС ЕврАзЭС Кыргызстан и т.д. все пять стран. Они созданы, прежде всего, для установления более тесных связей между деловым миром странучастниц.
ДС ЕврАзЭС Казахстан возглавляет глава «Казфосфата» Марс Уркумбаев. Сегодня деловой совет проходит стадию регистрации, поиск помещения под штабквартиру. Все еще только начинается.
Одной из целей создания института деловых советов, является создание связующего звена между «верхами» и «низами». Обмен информацией между этими общественными классами должен наметить гармоничные пути для дальнейшего развития. А то ведь «верхи» не всегда видят, что происходит с «низами».
Сегодня перед производственниками вырос комплекс, по большей части, основополагающих проблем. Несмотря на это, на протяжении последних 5 лет, начиная с 1998 года рост поступлений налогов от сферы малого и среднего бизнеса составил 750%. В прошлом году деловой Алматы отчислил в казну от сферы малого и среднего бизнеса 203,4 млрд. тенге. Эти сферы реального бизнеса приносят дохода больше, чем крупный бизнес, который заплатил лишь 47 млрд. Банки второго уровня принесли доход в казну в прошлом году в объеме 14 млрд. Еще президент на XI Форуме предпринимателей отметил, что банковскую систему давно никто серьезно не проверял. Видимо, даже глава государства подозревает банкиров в укрывательстве доходов.
Профессиональным финансистам, вероятно, сделать это несколько проще, чем остальным смертным. А крупный бизнес солиден тем, что тоже не желает показывать свою прибыль до конца и прячет ее покрупному.
Одним из упущений в СИИР считают отсутствие преференций для отечественных производителей и инвесторов. Участники конференции указывали на вступившие в силу в 2003 году изменения в Закон «Об инвестициях», которые и лишили бизнесменов каких бы то ни было стимулов для вложений в отечественное производство. К примеру — налоги на прибыль и таможенные пошлины на ввозимое оборудование, запчасти и расходные материалы, непроизводимые в Казахстане. Как отметили участники, завозимая иностранная продукция стоит дешевле, чем завозимое сырье.
Десять лет тому назад до 1994 года такие преференции были в Налоговом кодексе. Сегодня производителям невыгодно выбивать для себя какиелибо налоговые преимущества в силу того, что их все равно «съедят» поездки в Астану. Всего такими преференциями пользуются около 120 предприятий, и все они являются субъектами крупного бизнеса.
Если в выступлении Тимура Насханова, исполнительного директора Форума предпринимателей, прозвучали слова о консолидации бизнеса, о лоббировании интересов производителей на уровне правительства, о всевозможной поддержке по продвижению проектов, предложений, программ и т.д., то выступление Геннадия Шестакова, президента Ассоциации таможенных брокеров, опровергло призыв Тимура Насханова.
Подавляющая часть общественников и участников ВЭД сегодня никак не могут побороть всем известную компанию ICS. Напомним, что данная фирма занимается экспертной оценкой грузов на таможне. Мало, кто из них говорит о ней добрые слова, хорошо, если обходится без ненормативной лексики.
Геннадий Шестаков в том числе занимается борьбой против этой компании. Он несколько раз обращался в Форум предпринимателей за помощью. В Форуме к нему по этому вопросу отнеслись, мягко говоря, с прохладцей.
Представители лесной и деревообрабатывающей отрасли выразили свою претензию в адрес Министерства индустрии и торговли (МИиТ); Сельского хозяйства; Агентства по госзакупкам; Агентства Таможенного контроля и других ведомств. И даже пресса попала под нож критики за отражение косвенных проблем, вместо основных. К примеру, отраслевики обвиняют МИиТ в бездействии и за раздачу пустых обещаний, а также в безграмотности. В текущем году МИиТ запланировало пустить силы на развитие программ машиностроения и химической промышленности.
В 2005 году планируется разработать программы потребительских товаров, которые будет состоять из трех блоков: легкой, пищевой, деревообрабатывающей и мебельной промышленностей.
По мнению отраслевиков, смешение в одну кучу совершенно разных отраслей — есть признак безграмотного подхода. На их взгляд, разумней было бы для каждой из перечисленных отраслей создавать отдельные направления, а не делать из этого гремучую смесь. Кроме того, не стоит терять время на ожидание, когда можно начать разрабатывать уже сегодня, тем более что для этого есть необходимые условия и база.
Драма деревообрабатывающей отрасли заключается в том, что она попала на пересечение и столкновение сразу нескольких надзорных ведомств, к примеру, минсельхоза и МИиТа, которые порой имеют полярные или не состыковывающиеся взгляды по одному и тому же вопросу. Если проблемами лесозаготовки занимается минсельхоз, то проблемами развития мебельной промышленности занимается МИиТ, и они никак не могут договориться.
Отраслевики говорят, что неумелое отношение к вопросу вырубки лесов и заготовки со стороны минсельхоза может погубить лесные насаждения. Оно намерено запретить полностью такую вырубку. По мнению отраслевиков, к вопросу вырубки нужно подходить дифференцированно. Это позволит заниматься и очисткой лесов. К тому же с сегодняшним разгулом браконьерского движения, остановить хищническое разграбление природных богатств, представляется затруднительным.
Лесопромышленники также затронули проблему таможенных пошлин. Когда их собираются менять, а меняют их каждый квартал, отраслевиков правительство не спрашивает, просто «молча душит» тарифами, что потом отражается на конечных потребителях. «Хуже внутреннего врага, лучше нет», если перефразировать один народный афоризм. Когда производители пытаются изменить положение, от них требуют глубинного анализа и жесткого обоснования.
Много раз подчеркивалось, что в рамках Казахстана Алматы является гигантом во всех отношениях. В южной столице сегодня сконцентрировано 42% всего импорта мебельной продукции, более 50% составляет импорт ламинированной плиты, более 60% — это импорт сырья и комплектующих изделий, около 70% — это импорт деревообрабатывающего оборудования. Алматы — центральный рынок мебельной продукции в РК.
По мнению отраслевиков, таможня, вместо того, чтобы облегчать провоз груза, наоборот придумывает все больше и больше бюрократических процедур, которые отнимают время, деньги и нервы. Один участник ВЭД проходит тройной досмотр, несмотря на полученные лицензии. Первый досмотр проводит инспектор на СВХ, второй досмотр производит ICS, третий стал делать отдел доходов. В результате простой груза стал на 12 дней больше, только благодаря тройному досмотру. В данных условиях трудно говорить о развитии отечественного производства и экспортоориентированной продукции, не говоря уже о внедрении инноваций.
Предприниматели и чиновники обвиняют друг друга в бесчестии. Около полугода тому назад глава Агентства таможенного контроля сказал, что около 70% казахстанских участников ВЭД — недобросовестны.
В ответ на это они говорят, что честных предпринимателей намного больше — их около 90%. В принципе, если углубляться в данную тему, спор не прекратится никогда, — участники стоят по разные стороны баррикад — мир невозможен в принципе, если не наступят другие условия.
Отраслевиков слегка возмутил тот факт, что казахстанское правительство отправляет деньги в качестве инвестиций за границу, притом, что у себя в местных банках кредитные ресурсы выдаются под грабительские проценты. Отраслевики говорят, что реальный сектор экономики эксплуатируется финансовопромышленными группами и олигархами.
Отраслевые министерства ведут независимый образ жизни от председателя правительства. Фактически, институт премьерства не оказывает никакого контроля над ситуацией.
Однако в данном случае не имеется в виду какаялибо конкретная персоналия премьера. Это общая политическая картина.
Электронный адрес автора peternnp@yahoo.com