Торговля людьми в XXI веке: ситуация в мире и в РК - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-3 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Торговля людьми в XXI веке: ситуация в мире и в РК

Торговля людьми в XXI веке: ситуация в мире и в РК

В настоящее времени торговля людьми приобрела глобальные масштабы и стала составной частью, так называемой транснациональной преступности.

  • 6 Июня 2005
  • 9158
Фото - Caravan.kz

Принято считать, что по уровню доходов этот бизнес находится на третьем месте после торговли оружием и наркотиками.
Прибыль преступных синдикатов в этой области, по разным оценкам, достигает от 8 до 10 миллиардов долларов США в год.
Географическое расположение Казахстана и наличие развитой сети транспортных коммуникаций делают республику удобной территорией для транзита жертв торговли людьми. Безвизовый режим с соседними государствами, за исключением Туркменистана, облегчает передвижение больших потоков мигрантов.
В то же время реально оценить объемы современной работорговли крайне сложно, в первую очередь, в силу того, что она имеет скрытый характер, различные механизмы и множество форм.
Специалисты считают, что преступные организации еще в середине 90-х годов прошлого века продавали до одного миллиона людей из бедных стран в более богатые.
По данным Организации Объединенных Наций, около 12 миллионов человек все еще живут в условиях рабства. По оценкам международных экспертов, каждый год от 700 тысяч до 5 миллионов человек становятся жертвами обмана, превращаются в «живой» товар или каким-либо иным образом неизбежно подвергаются эксплуатации.
Среди жертв работорговли есть и женщины, и мужчины, и дети. В процентном соотношении самую многочисленную категорию жертв здесь составляют женщины и дети. Данная категория подвергается не только сексуальной эксплуатации, как это принято считать, но и рабскому труду в сельском хозяйстве.
Женщины также используются в подпольных швейных мастерских, в том числе и в качестве бесплатной прислуги.
Мужчины также являются объектом торговли людьми, хотя и составляют в ее обороте не такую уж и многочисленную категорию. Зачастую их труд используется на производстве и в сельском хозяйстве, но встречаются случаи и сексуальной эксплуатации мужчин.
Несмотря на то, что для Казахстана торговля людьми является относительно новой проблемой, на сегодня она вполне актуальна для Республики.
В силу ряда социально-экономических и географических причин Казахстан вовлечен в зону действия организованной сети преступных групп, которые извлекают выгоду из ведения различного нелегального бизнеса, в том числе — работорговли.
Здесь нужно также учитывать, что Казахстан одновременно представлен в трех ипостасях — Республика является:
страной происхождения;
страной транзита;
страной назначения для жертв торговли людьми.

Развитие проблемы работорговли в республике обусловлено, прежде всего, причинами социального и экономического характера.
Безработица, низкая заработная плата, отсутствие возможности самореализации и другие негативные факторы используются криминальными структурами для вербовки людей.
Более высокий уровень экономического развития Казахстана по сравнению с другими государствами Центральной Азии, с каждым годом привлекает в республику все большее количество людей в поисках работы, что, в свою очередь, расширяет поле деятельности преступных сообществ в сфере вербовки, транспортировки и продажи людей для их последующей эксплуатации.
В результате, граждане других государств, прежде всего — Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана — становятся жертвами торговли людьми в Казахстане. Так, известны случаи эксплуатации граждан Кыргызстана и Узбекистана на табачных плантациях в Казахстане или интим-эксплуатации женщин из этих республик.
Отдельно стоит упомянуть, что в Казахстане имеет место и внутренняя работорговля между сельскими районами и городами. Конечно, точных статистических данных о численности жертв торговли людьми в Казахстане по понятным причинам нет, ведь все это криминальная, а потому, скрытая деятельность. Однако, по различным экспертным оценкам, цифра может достигать нескольких тысяч человек.
Официальные данные о развитии торговли людьми в Казахстане отражают только «верхушку айсберга».
В сводки официальной статистики, как правило, попадает лишь один из нескольких десятков подобных случаев. Как известно, большинство жертв, вывозимых за рубеж, не обращаются за помощью в органы правопорядка из-за страха возможного наказания или просто потому, что не имеют возможности сделать это.
С каждым годом проблема приобретает все большие масштабы, потому что все больше казахстанцев, в том числе, детей и подростков, ищет работу за рубежом или просто выезжает за границу, а в итоге попадает в самое настоящее рабство.
Принимая во внимание растущие масштабы угрозы, в Казахстане реализуются конкретные меры по противодействию торговле людьми. В то же время действия государственных властей не всегда носят завершенный характер.
Так, совершенствование законодательной базы в борьбе с трафиком людей в основном за счет внесения поправок и дополнений в действующее уголовное законодательство республики не в полной мере способствуют установлению действенного контроля и борьбы с организованными преступными сообществами, занятыми в сфере трафика людей.
Например, усилена ответственность за преступные деяния, связанные с торговлей людьми, а также ответственность за вывоз людей за пределы Казахстана или их транзит через его территорию с целью сексуальной или любой иной эксплуатации.
В частности, Уголовным кодексом предусмотрено наказание за похищение человека, торговлю несовершеннолетними, вовлечение в занятие проституцией, организацию и содержание притонов для занятия проституцией и сводничество, незаконное лишение свободы, вербовку людей с целью эксплуатации, а также вывоз и транзит.
Но в то же время упоминания о таких случаях постоянно появляются на страницах казахстанской прессы.
Конечно, можно отметить факт создания Межведомственной комиссии, состоящей из представителей Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Генеральной прокуратуры, Комитета по миграции и демографии, на которую возложена задача по выработке конкретных мер по противодействию торговле людьми. Но насколько эффективной была ее деятельность за последнее время, общественность не знает, как не знает и какова реальная ситуация с трафиком людей за пределы Республики Казахстан и их эксплуатации на территории республики.
В данном контексте можно упомянуть о деятельности МВД, когда в подразделениях криминальной полиции за оперативными сотрудниками были функционально закреплены обязанности по выявлению и пресечению фактов вербовки людей для эксплуатации, принуждения к занятию проституцией и вывозу за границу в этих целях.
Но здесь опять встает вопрос об эффективности такой деятельности. Вполне вероятно, что работа, которую они проводят, уже сегодня дает свои реальные результаты, но почему широкие круги общественности не знают об успехах той или иной проведенной операции или о проблемах, с которыми сталкиваются представители правоохранительных органах на этом поприще?
Просматривая отечественное законодательство можно заметить, что Уголовно-процессуальным Кодексом Республики Казахстан предусмотрен комплекс мер по защите жертв торговли людьми. Кроме того, в 2000 году был принят Закон о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе.
Также, в целях реализации положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, указом главы государства в 1998 году была создана Национальная комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан. Основной акцент в ее работе делается на предупреждение насилия в отношении женщин.
В составе Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Казахстан также действует отдел по организации работы по защите женщин от насилия.
Правительство республики поддерживает усилия международных организаций, которые проводят информационные кампании и создают «телефоны доверия» для жертв работорговли. Но и здесь встает закономерный вопрос: а где результаты?
Вопрос остается по-прежнему открытым: никто не знает насколько действенными стали меры, предпринятые государством на разных уровнях министерств и ведомств.
Вполне вероятно, что отсутствие диалога и обмена информацией между общественностью и государственными органами не позволяет в должной степени успешно бороться с этой «злокачественной опухолью» общественного организма.
В то же время актуальность диалога давно назрела, и чем скорее это осознают в государственных органах, тем быстрее можно будет приступить к более эффективному решению данной проблемы.