Топливный кризис. Вместо бензина – одни обещания - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Топливный кризис. Вместо бензина – одни обещания

Топливный кризис. Вместо бензина – одни обещания

Бензиновый кризис становится для Казахстана привычным явлением. При этом правительство не устает твердить о модернизации нефтеперерабатывающих заводов и обещает в 2016 году изобилие топлива. Исполнятся ли эти обещания? “КАРАВАНУ” ситуацию комментирует мажилисмен Айкын КОНУРОВ.

  • 7 Ноября 2014
  • 1294
Фото - Caravan.kz

– Вы выступили с запросом к Премьер-министру Кариму Масимову….

– Мы намерены узнать, на каком основании принято решение об отмене строительства четвертого НПЗ и когда же будет внятная политика в отношении внутреннего рынка ГСМ. Правительство считает, что цена на ГСМ должна сравняться с ценой в России. По-нашему мнению, это неправильно, так как экономики наших стран разные, как и уровень доходов. Если брать такой показатель, как паритет покупательской способности, то мы уже сейчас платим за бензин почти в два раза больше россиян.

– По словам представителей Минэнерго, правильным решением при дефиците бензина может стать рост цены на него.

– Да, у нас есть проблемы с производством. Но разве это проблемы народа? Мы хотим добиться прозрачности рынка и формирования цены 1 литра бензина. На всех этапах производства и продажи схемы абсолютно непрозрачны. Рынок оптовой продажи монополизирован. И самое интересное – акиматы тоже включены в эти схемы и имеют свои преференции. Постоянные топливные кризисы отражаются на экономике, но на протяжении последних 20 лет этого никто не хочет замечать. Нас лишь кормят обещаниями. В свое время, в 2011 году, Сауат Мынбаев говорил, что к концу 2014-го проблем с ГСМ в Казах­стане не будет. Что мешает снова пообещать изобилие в будущем, а потом забыть об этом?

Я думаю, что многим людям в правительстве выгодна такая ситуация, и каждый год они будут отодвигать реализацию программы. К сожалению, у многих из нас память короткая, и потому мы попадаем в одни и те же ситуации. Нужно понимать, что если правительство не хочет этим заниматься, то там сидят лоббисты.

– В стране работает 30 мини-НПЗ. Могут ли они как-то решить проблему дефицита?

– По моим данным, у нас около 80 мини-НПЗ. Действует примерно 30. У них основная проблема – получить нефть на переработку. Нефтедобывающим компаниям выгоднее продавать нефть на экспорт, чем перерабатывать ее внутри страны. Эта ситуация была создана на заре независимости, когда и ситуация в стране была другой, и потребителей ГСМ было не так много. Но никто не хочет исправлять ее. Создается искусственный дефицит. По черным схемам наша нефть уходит за рубеж. Если будет волевое решение государства сделать этот рынок прозрачным – то нефть можно будет легко перенаправить на загрузку любого казахстанского НПЗ, большого или маленького.