Томирис: уроки вероятной истории - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Томирис: уроки вероятной истории

Томирис: уроки вероятной истории

Любовь, предательство, политические заговоры в сауне... Все это – в новой опере Алмаса Серкебаева

  • 23 Ноября 2007
  • 6386
Фото - Caravan.kz

Казахстанских деятелей искусств потянуло на историю. Прошлый сезон в ГАТОБ им. Абая закрывал балет Куата Шильдебаева “Адам”, в котором авторы также фантазировали на исторические темы. Там на примере полумифического племени, обитающего на территории урочища Тамгалы, было показано зарождение современного человеческого общества. Спектакль получился новаторским, поисковым еще и потому, что в нем была задействована молодежь театра.

Постановка “Томирис” имеет куда больший размах и изначально претендует на роль одной из визитных карточек обновляющегося Театра им. Абая. Массовые сцены с участием хора и танцевальной труппы, внушительные декорации – по всему видно, что подготовка оперы шла долго и основательно.

Более четырех лет понадобилось автору музыки Алмасу Серкебаеву, чтобы написать “Томирис”. Для него это был первый опыт в создании полноценной оперы. Ранее он создал музыку к балету “Аксак-Кулан”, который также ставился на сцене Театра им. Абая, и рок-оперу “Брат мой, Маугли”.

Автор либретто Ляйлим Имангазина – режиссер-постановщик театра. Именно ей принадлежит идея оперы. Неоценимую помощь и поддержку ей оказал Вячеслав Окунев, главный художник Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. Мусоргского. Это известная персона и в местном театральном мире, в последние годы при его участии состоялся ряд эффектных премьер в оперных театрах обеих казахстанских столиц. И на этот раз вся визуальная составляющая “Томирис” – великолепные декорации и костюмы – были созданы Вячеславом.

В глубь веков

Сюжет оперы отсылает зрителя в глубину веков. Царица Томирис несколько лет успешно правит сакскими племенами. Однако Шапур и Хусрау – вожди племен тохаров и аланов – решают свергнуть ее. В свой заговор они вовлекают телохранителя царицы Бахтияра, который в отсутствие мужа является и ее любовником. Покушение не удается, и Томирис начинает догадываться о междоусобных интригах. А тут еще неожиданно возвращается ее муж Рустам, который сообщает, что царь персов Кир хочет захватить землю саков. Нужно готовиться к войне.

Но прежде чем сразиться с чужеземными врагами, надо разобраться с собственными.

Властная и решительная Томирис велит казнить Шапура и Хусрау, а вместе с ними и Бахтияра.

В финале Томирис-победительница отправляет голову Кира в Персию, согласно преданию в мешке, наполненном кровью. Но счастливой она не выглядит. И сама будто бы растворяется за полупрозрачными декорациями, подобно легенде, вдруг материализовавшейся и опять исчезнувшей.

Мужья и любовники великой амазонки

Предупреждая упреки ревнителей исторической достоверности, создатели оперы подчеркивают: это лишь их фантазия на известный сюжет.

Собственно, и первоисточник, роман Болата Джандарбекова “Саки”, ставший основой оперы, также не претендует на исключительную достоверность. Это лишь одна из множества версий того, что происходило много веков назад в прикаспийских степях.

Чтобы превратить роман в сюжет для оперы, пришлось от многого отказаться, что-то переделать, следуя законам жанра. Как вспоминает композитор Алмас Серкебаев, “когда мне позвонила автор либретто Ляйлим Имангазина, а затем прислала текст, я заинтересовался. Такой обширный сюжет романа ей удалось удачно переработать. Отсеялось все лишнее, и остались любовь, предательство, смерть и героизм”.

К работе над либретто авторы отнеслись не без юмора и аллюзий на современность. К примеру, придумывая сцену заговора против Томирис, они задумались, а где сейчас рождаются интриги? Конечно… в сауне! Так в одной из сцен появляется большой чан, в котором расслабляются заговорщики, а возле них вьются юные прелестницы.

Нужна ли такая победа?

Постановка далась артистам нелегко. Для Алматинского оперного театра мелодии, использованные Серкебаевым, который почти десять лет живет в США, не очень привычны. Хотя для мировой оперной практики все это давно не новое веяние.

– На сегодняшний день это уже совсем не новая музыка, – говорит Алмас Серкебаев. – И я был просто удивлен, когда тут многие говорили, что это невозможно, это авангард. Какой тут авангард? Это очень простая музыка.

– Конечно, не авангард. Но именно для нашего театра она все-таки в новинку…

– Да. Были моменты, когда певцам было трудно. Элементарно трудно попадать в те ноты, которые я написал. Но уже пора петь и такое.

Естественно, самой сложной в техническом и драматическом плане является роль сакской царицы. Опера как жанр интересна своей зрелищностью и эмоциональностью, и в должной степени наполнить постановку драматизмом можно именно через женский персонаж. Томирис на премьерном спектакле убедительно сыграла и спела наша оперная дива Жамиля Баспакова. Властная и нежная, воодушевленная и сокрушенная, Жамиля одинаково хорошо смотрелась в самых разных состояниях своей героини.

К счастью, финал “Томирис” не испорчен возможным хеппи-эндом и околопатриотической патетикой. В последней сцене сакская царица предстает совсем не героиней-победительницей, хотя рядом лежит голова ее врага – Кира. Женщина с поседевшими волосами задается вопросом, зачем ей нужна такая победа, в результате которой гибнут ее муж, сын и множество соплеменников. Обращаясь к высшим силам, Томирис прославляет мир, надежду и любовь – вещи, дорогие и понятные любому человеку.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)