Это искусство или падение нравов? На эту тему мы поговорили с художницей Толкын САКБАЕВОЙ, которая стала настоящей звездой в испанском мире искусства. Она нарисовала свой портрет ню, который тут же купили в частную коллекцию…
Толкын Сакбаева – уникальный художник, который сумел воплотить свою мечту в жизнь, несмотря на все жизненные сложности. У нее ДЦП. Сегодня она признана одной из самых самобытных художниц Европы. В Испании ее выставки имели ошеломительный успех. Занимается общественной работой, продвигая искусство без ограниченных возможностей.
О том, что на родине идут большие дискуссии о том, нужны ли нам “уяты” и стоит ли казашкам прятать свое тело, она узнала от знакомых и из социальных сетей. В Европе, где совсем другой менталитет, возможно, эта тема была бы забыта спустя день, но традиционный Казахстан растянул интимную дискуссию на весь год. О необычной реакции общества на ню написали даже зарубежные СМИ. В ответ Толкын нарисовала свой собственный портрет в стиле ню. Мы связались с ней и спросили, что подвигло ее на этот художественный эксперимент и что она думает о происходящем на родине. Асель Баяндарова: о сексуальности, вскрытых гнойниках, и теле, как товаре
“Это я, и это мой флаг”
– Почему вы решили сделать автопортрет в стиле ню?
– На самом деле я довольно часто пишу себя, выступаю в качестве натурщицы-модели для самой себя. Это как дать свободу руке и эмоциям, так как, рисуя портрет другого человека, всегда есть риск обидеть его, ведь, может быть, он видит и воспринимает сам себя иначе, а себе можно дать полную свободу!
Мой новый автопортрет, конечно, отличается от предыдущих работ, нарисовала себя в иной манере. Сопоставляя все автопортреты, вы сразу почувствуете разницу, например, в новой работе увидите изгибы моего тела, иную фактуру кожи, новые цвета, композиционно она также сильно отличается, хотя я никогда не стилизую и не стремлюсь приукрашивать действительность образа. В данный момент я пишу серию работ “Soy yo y Es mi Bandera”, что в переводе с испанского языка значит “это я, и это мой флаг”.
– Что вы думаете о любви женщины к своему телу?
– Каждая женщина априори недовольна своим телом на сто процентов – то мы слишком толстые, то слишком худые. Я раньше не носила платья, стеснялась своих ног и считала их слишком худыми и что у меня “неправильная” походка… Через некоторое время моего пребывания в Европе восприятие эстетики и собственной привлекательности изменилось. Например, раньше, когда мне говорили: “Толкын, ты такая красивая, но я боюсь быть с тобой, боюсь тебя обидеть”, я сильно переживала, но потом поняла, что это не моя проблема, а их! Это их слабость, страхи, оценки. Когда я это осознала, мир чуточку поменялся… Оценки других перестали волновать, главный судья внутри меня, тоже спокойный и довольный, “вышел на пенсию”! Меняться нужно только по своему собственному желанию: если есть необходимость, то появится и желание. А зависимость от чужих образов тебя, твоего тела – сбивает с толку собственное ощущение гармонии и комфорта со своей оболочкой.
Писать себя – это попытка диалога с собой, желание понять правду, истинное восприятие себя. Это приватный диалог, но откровения бывают разные, порой тревожные, но чаще приятные, потому что сталкиваешься с правдой лицом к лицу, а это всегда способствует развитию.
Апокалипсис человека разумного
– Как вы думаете, почему в Казахстане агрессивное отношение к ню?
– Отношение в родном Казахстане иное, чем в Европе. Думаю, это влияло и на мое восприятие в целом. Но с опытом я стала смотреть глубже, не просто как я отношусь к ню, а скорее, к какому ню. Дело в том, что большинство женских тел писалось мужчинами, их глазами и восприятием эстетики женского тела. А женщины бывают разных форм, так же как и мужчины, но стройные тела атлетов всегда вызывают у обывателя больше восхищения. Я, как художник, смотрю на обнаженное тело как на образ и не боюсь эротического содержания. В Казахстане ню – это стыд, осуждение, часто со ссылкой на религию, традиции. Но ведь Венеру Дженкинса купил вообще шейх Катара! Потому что это не “голая секси-тетка”, а шедевр искусства, символ чистоты, любви. Мне кажется, что тот, кто осуждает ню и видит в нем извращение, сам и отражает свой собственный мир и мысли, просто не может с ними совладать.
– Что вы думаете об уят-скандалах, когда наши девушки начали выкладывать откровенные фото в Сети, когда на памятники стали вешать платки? О чем это говорит?
– Думаю, что любая морализация – это якорь развития человека, общества, страны. При этом я не имею в виду человеческие ценности. В них я верю. Прикрыть грудь памятнику в Астане – это как отрезать пенис Давиду в Лондоне, короче, апокалипсис человека разумного.
– Вы бы смогли сделать откровенное фото и выложить его в социальную сеть?
– Сделать фото ню для публики для меня нетрудно, но пока не было необходимости. Но для другого художника я позировала и считаю то, что он делает, искусством.
– Является ли тело искусством?
– Искусство – это всё вокруг нас, включая тело.
Про честность и уважение чужого пространства
– Кстати, кто купил ваш портрет или вы его подарили?
– Купила коллекционер, итальянка. Это всё, что я могу сказать по этому поводу.
– Что значит цитата на вашей страничке в “Фейсбуке”: “Я больше, чем то, что вы видите”…
– Многие люди, когда меня встречают, думают: вот девочка-художница с ДЦП, милая, странная. Я думаю, что все это внешние атрибуты. Если в один день вдруг не захочу больше писать, я перестану быть художником? Поэтому и такая цитата. Я считаю, что каждый человек является чем-то большим, даже если он сам об этом не знает. Ведь не профессия делает человека, а человек профессию.
В последнее время я стараюсь не зависеть от объектов. Многие думают, что живопись делает меня счастливой, но это не так, смысл жизни – в нас самих, а не во внешних вещах.
– Значит ли это, что окружающий мир часто грешит поверхностным отношением к людям, не являются ли те же “уяты” наглядным показателем этого?
– У каждого свой взгляд на этот мир. Думаю, что в первую очередь нужно быть честным с самим собой. Если тебя какие-то вещи напрягают – не делай, если нравится – делай это открыто, я за честность и уважение чужого пространства.
АЛМАТЫ