Отечественный политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ в ходе беседы с корреспондентом Caravan.kz помог представить, какие из самых неординарных законов и нововведений государств-соседей могли бы положительным образом сказаться на изменении ситуации внутри Казахстана.
Султанбек Султангалиев . Фото — взято с ia-centr.ru
КЫРГЫЗСТАН
Не так давно в Кыргызстане вступил в силу Закон КР «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях», согласно которому, граждане, сообщившие о фактах коррупции со стороны государственных служащих, будут получать материальное вознаграждение.
В тексте документа сказано, что механизм выплаты вознаграждения гражданину, сообщившему о коррупции, будет следующим: в случае если в суде будет доказан факт коррупции, то 30 процентов от суммы возмещенного ущерба получит соответствующая правоохранительная структура, а уже треть этой суммы получит тот, кто подал изначально заявление. Таким образом, речь идет о 10 процентах той суммы, которую вымогал коррупционер.
— Согласно публикациям в СМИ, в РК за сообщение о взятке также предусмотрено вознаграждение, однако какой-то конкретный процент не оговорен. На ваш взгляд, есть ли смысл в том, чтобы установить его?
— Приобщение граждан к борьбе с коррупцией как в нашей стране, так и в Кыргызстане свидетельствует о том, что власти прекрасно отдают себе отчет в угрожающих масштабах данного явления, — отметил Султанбек Хажимович. – Полагаю, что такие нововведения полезны не только с точки зрения повышения эффективности борьбы с коррупцией, но и с позиции воспитания гражданственности в социуме. Ведь что такое коррупция? Это ржавчина, разъедающая весь механизм государственного управления и отравляющая всю общественную атмосферу миазмами преступности, это раковые клетки, уничтожающие саму государственность. Поэтому привлечение граждан к борьбе с этим злом является еще одним шажком на пути построения гражданского общества. И главное здесь – не величина процента вознаграждения, а то, что предпринимается попытка преодолеть и криминальный стереотип мышления, к сожалению, распространенный в нашем обществе. Я имею в виду пресловутое «стукачество», которое «западло», то есть неприемлемо для уважающего себя человека. Подобная ложная моральная императива старательно распространялась преступным миром в советском обществе, тем самым во многом облегчая уголовным элементам их деятельность. Это надо изживать. И, если мы хотим жить так же благополучно, как, например, в Европе, то нам во многом придется и учиться думать, и вести себя так, как думают и ведут себя на Западе.
ТУРКМЕНИСТАН
В июле власти Туркменистана запретили продажу алкогольных напитков в столице страны Ашхабаде и областных административных центрах.
А немногим ранее в Туркменистане ужесточили рамки и для автолюбителей: женщинам в стране запретили садиться за руль авто.
— Будет ли полезна подобная практика для казахстанской общественности?
— Иногда создается впечатление, что Туркменистана не существует, что это фейковая страна, которую придумали для того, чтобы её соседи казались настоящим островом исполинской демократии и здравомыслия. Разумеется, подобные нововведения для Казахстана неприемлемы, но, зная удивительные подчас законотворческие инициативы нашего порой чересчур креативного депутатского корпуса, необходимо подчеркнуть данный тезис. Проблема с алкоголизмом в нашей стране существует: на наркологическом учете находятся около 130 тысяч человек, а, например, в первом квартале 2018 года в Казахстане было продано только официально 10,5 миллиона литров водки и ликероводочных изделий. Разумеется, с потреблением алкоголя необходимо бороться, но отнюдь не запретительными мерами. Запрет на продажу алкогольных напитков приведет к небывалому росту черного рынка, к подпольной продаже алкогольной продукции. Абсурдный запрет на вождение автомобилей женщинами оставляю, как говорится, без комментариев.
КИТАЙ
Поднебесная — весьма необычная страна, имеющая такие же необычные и по большей части суровые законы. Существует довольно большой список нарушений, за которые в Китае могут приговорить человека к смертной казни (государственная измена, сепаратизм, вооруженные беспорядки и бунты, переход в стан противника, шпионаж и многое другое).
— На ваш взгляд, каким образом ужесточение тех или иных законов могло бы сказаться на казахстанских реалиях?
— Полагаю, что из опыта нашего восточного соседа было бы полезным перенять высшую меру наказания за коррупционные преступления, повлекшие большой ущерб для национальных интересов страны и её государственного бюджета. Был и остаюсь убежденным сторонником данной меры. Масштабы коррупции в Казахстане выросли до размеров угрозы национальной безопасности и существованию самой государственности. Тотальная коррупция тормозит все инициативы по социально-экономическому и общественно-политическому развитию страны. Сейчас коррупция стала нашей национальной идеей. Здесь уже не до шуток и не до апелляций к гуманизму. На аргументацию вроде того, что в Китае расстреливают, но коррупционные преступления продолжаются, могу сказать, что могло бы быть в сотни раз хуже, если бы не расстреливали. Главная задача высшей меры наказания не в том, чтобы искоренить коррупцию до основания, – это утопия, — а в том, чтобы не дать ей распространяться в масштабах эпидемии, став национальной идеей.
УЗБЕКИСТАН
В конце января этого года президент Узбекистана поручил премьер-министру Абдулле Арипову разработать четыре важнейших документа, которые будут направлены на реформирование правительства и системы действующих министерств.
— Помогают ли аналогичные меры совершенствовать политическую обстановку в РК?
— В данном случае узбеки копируют нас. По части реформирования работы министерств мы – лидеры не только постсоветского пространства, но и впереди планеты всей. Возможно, только Зимбабве нас обогнало, хотя определенно утверждать не берусь, так как не специалист по Африке. Если без шуток, то, например, законодательная база в Казахстане, по утверждению международных экспертов, одна из самых передовых. Проблема не в законах, а в их исполнении. Проблема не в регламентации деятельности министерств и ведомств, а в отсутствии ответственности бюрократического аппарата за ход и результаты работы. Проблема не в финансировании тех или иных проектов, а в отсутствии контроля общества за всеми этапами процесса – от проектно-сметной документации до результатов реализации.
ТАДЖИКИСТАН
Еще в 2011 году парламент Таджикистана внес некоторые изменения в Семейный кодекс республики. С тех пор иностранцы, желающие связать свою судьбу с гражданками Таджикистана, должны выполнить три основных условия: прожить на территории страны не менее года, заключить брачный договор до вступления в брак, а также обеспечить свою половинку жильем. Для граждан Таджикистана, заключающих брак с иностранками, таких ограничений нет.
В конце прошлого года схожая тема поднималась одним из казахстанских адвокатов, который предложил ввести налог для иностранцев, собирающихся жениться на гражданках нашей республики. Казахский мужчина, который оплодотворил иностранку, обязан заплатить штраф — Мурат Телибеков о налоге за невест
— Как вы считаете, стоит ли задумываться над подобными предложениями всерьез и рассматривать их уже на законодательном уровне?
— Не вижу ничего плохого в том, что таджикские законодатели решили защитить права соотечественниц. Хотя очень большие вопросы вызывает сугубо техническая сторона исполнения подобной законодательной нормы в отношении гражданок Таджикистана, временно проживающих за пределами страны. Но у нас другая специфика: Казахстан неизмеримо больше вовлечен в орбиту европейской, западной цивилизации, и подобные нововведения у нас выглядели бы средневековым посмешищем, не говоря уже о прямом нарушении конституционных норм, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Что касается идеи о налогообложении для иностранцев, решивших связать свою судьбу с казахстанскими девушками, то подобные предложения, конечно, можно рассматривать, но только в качестве неплохих шуток для КВН. Полагаю, что мы, казахстанцы, еще не оголодали до такой степени, чтобы рассматривать наших женщин как товар для иностранцев, — резюмировал господин Султангалиев.