- Зульфия Сулейменова назначена министром экологии и природных ресурсов РК;
- Гани Бейсембаев – министром просвещения РК;
- Марат Карабаев – министром индустрии и инфраструктурного развития РК;
- Асхат Оралов – министром культуры и спорта РК;
- Азамат Ескараев – министром юстиции РК.
Как в целом мы можем охарактеризовать произошедшие назначения и отставки, и можно ли уже оценить этот факт в позитивном ключе? Чей приход в кресло министра можно отметить в частности, а чей уход выглядит вполне справедливым и абсолютно верным решением? Интересный момент: двум новоиспеченным министрам – Зульфие Сулейменовой из Минэкологии и Асхату Оралову из Минкультуры – всего 32 года. Насколько это позитивная тенденция, что в правительстве дали дорогу столь молодым кадрам?
Медиа-портал Caravan.kz приводит мнение экспертов на этот счет.
Политолог Ислам Кураев считает, что постоянные перестановки едва ли сами по себе дают какую-то позитивную динамику, но если первый руководитель не справляется со своими основными функциональными обязанностями, то, конечно, следует его заменить.
«Я думаю, поменялись руководители в тех секторах, где имелись большие проблемы. Хотя и не везде. По смене министра просвещения – думаю, покинувший свой пост Аймагамбетов пойдет выше, т.к. у него все же была более-менее позитивная работа в своей должности. Абаев в Минкультуры находился попросту не в своей тарелке, хотя больших проблем в работе ведомства не было.
По остальным, конечно же, есть вопросы. Минэкологии за последний год переживало ряд проблем и скандалов, как и Министерство юстиции. Но важно понимать, что теперь в нашем правительстве происходят изменения такого рода, что вице-министры в итоге становятся министрами, что подразумевает перспективный карьерный рост. Хотя, возможно, это сделано как раз с той точки зрения, чтобы продемонстрировать обществу динамику карьерного роста, поскольку зачастую министрами у нас назначались люди со стороны, а здесь – уже люди, которые имеют представление о текущих проблемах, имеют понимание работы в отрасли в целом. Изменения можно назвать в целом позитивными с той точки зрения, что люди уже были в системе, знакомы с проблемами, имеют больше возможностей для их решения. Так что назначение – это большой вызов для них.
Токаев сменит кабмин в начале 2023 года: что будет с казахстанским правительством
Касательно омоложения кабмина. Молодежь является двигателем прогресса. И сегодня, в век технологий, когда молодые люди имеют больше возможностей быстро адаптироваться, развиваться, искать новые подходы – это больше хорошая тенденция, нежели плохая. Человек старой закалки, который не имеет представления о работе в новых реалиях – конечно же, такого следует убрать с руководящего поста. Это устаревшая школа. И есть, к сожалению, в нашем кабмине люди, которые не имеют представления, как работают цифровые структуры, цифровой мир. Поэтому, наоборот, с моей точки зрения, продвижение молодых людей вперед на такие большие позиции – это, безусловно, прогресс. Особенно ввиду того, что Казахстан, как развивающаяся страна, должен показать, что мы действительно мыслим по-новому, решаем проблемы по-новому. И молодые люди должны стать той особой частью, которая несет в себе прогресс.
Относительно Алихана Смаилова – ему не хватает жесткости, организаторских способностей. Как в профессионале в нем нет сомнений – он знает свое дело. Но на посту премьер-министра ему не хватает хозяйственности, организованности – таких качеств. Возможно, это придет с возрастом, поскольку сейчас он относительно молод. Произошли кадровые перестановки, пришли молодые министры – это, думаю, сыграет свою роль в работе кабмина и будет показателем для самого Смаилова», — подытожил Кураев.
Кадровые изменения в кабмине, произошедшие вчера, оценивать пока еще рано, считает политолог и экономист Ануар Бахитханов.
«Политическая и экономическая ситуация в мире, как и в нашей стране, заставила снять розовые очки не только народ, который непосредственно ощущает на себе все негативные последствия мирового кризиса, но и вышестоящих руководителей. Адаптация страны к новым реалиям – это в первую очередь гибкость по отношению к изменениям и уверенность в тех действиях, что реализуют конкретные шаги на пути к решению ряда проблем.
Почему Токаев не отправил правительство в отставку
Произошедшие кадровые изменения на данный момент оценивать, с моей точки зрения, преждевременно. Но все же есть на что обратить внимание. Вообще порой публичного человека чаще запоминают за какие-то оплошности, неудачи, провалы и скандалы, нежели за какие-то достижения или позитивный характер работы. То же самое, наверное, касается и политиков, к коим наши министры и относятся. Например, теперь уже бывший министр экологии отметился неэффективной работой по регулированию популяции сайгаков, за что и получил сначала нагоняй от Токаева, а теперь, видимо, и вовсе – отставку. Даурен Абаев на посту министра культуры, скорее, запомнился этой историей про «снизу, сверху» и запретом на прокат американского мультфильма, нежели какими-то успешными и эффективными решениями на своем посту. Это то, что на поверхности, и то, что видит общество.
Однако очень многие ключевые позиции в кабмине на сегодняшний день сохранены, что в какой-то степени говорит о терпимости в отношении к проделанной работе кабинета министров во главе с нынешним премьером Алиханом Смаиловым.
Омоложение министерского состава кабмина – тенденция, конечно, хорошая, но радоваться пока все же рано. Молодым министрам нужно дать время и шанс проявить себя», — отметил наш собеседник.
Журналист Адиль Балтабаев в свою очередь обратил внимание, что вчера некоторые кадры потеряли свои посты, скорее всего, без права на реабилитацию. Во всяком случае правительство будет обновляться не взмахами топора, а обдуманными и поступательными решениями, считает эксперт. Балтабаев отметил, что новые руководители министерств получили шанс проявить себя, и на то есть все условия.
«Омоложение. Сулейменова младше Брекешева на 18 лет; Оралов — Абаев – 11 лет; Карабаев — Ускенбаев – 13 лет, Ескараев — Мусин – так же разница в 13 лет. Другое поколение, другие взгляды, другие подходы.
Образование и опыт. Глава Минэкологии Зульфия Сулейменова (да-да, та, что не носит шуб и не ест бешбармак и стейки), например, получила phd в Японии. В разные годы работала в структурах Министерства экологии, трудилась в отделениях ООН по миру. В свои 32 Сулейменова имеет достаточный багаж знаний и политического опыта, чтобы превратить своё министерство в по-настоящему «зеленое» ведомство, на козырьке которого будут вить гнезда ласточки. Для этого даже геологию отделили и отдали в МИИР.
Вообще, на мой взгляд, Сулейменова, со своими принципами нехождения по зоопаркам, дельфинариям и другими экофрендли установками быстро станет народной любимицей. Плюс ко всему она получила широкую поддержку от женской части общества как третья женщина-министр в правительстве», — поделился мнением Балтабаев.