В последние годы страну захлестнула мода на проведение пышных многолюдных свадеб и юбилеев. И чем больше приглашенных на мероприятие, тем круче считаются виновники торжества. Чтобы набрать нужное количество гостей и не ударить лицом в грязь, некоторые приглашают даже шапочных знакомых.
А для того, чтобы накормить и развеселить от 300 до 800 гостей, многие брали кредиты, влезали в долги. Все хотят показать свои значимость и состоятельность, пусть даже мнимые. Пресловутое понятие “уят болады” держит казахов в жесткой узде.
Обычные рестораны, рассчитанные на 70–100 человек, разместить такое количество гостей уже не могли. Спрос рождает предложение. И в Уральске, как и по всему Казахстану, предприниматели начали строить специальные тойханы.
Огромные помещения под стать торжествам – золото, бархат, мрамор, соответствующая кухня с приглашенными или доморощенными поварами, официантки не хуже стюардесс в самолетах. В условиях конкурентной борьбы за клиента каждый год появлялись всё новые, и всё большие по размерам и презентабельности тойханы, причем необязательно в центре города, люди готовы были ехать на самые окраины, лишь бы там всё сверкало и блестело. Бизнес оказался чрезвычайно выгодным и прибыльным!
Казахи, проживающие в приграничных российских городах, за неимением там столь огромных банкетных залов, свои торжества ездили отмечать в Казахстан и везли сюда через границу на автобусах своих гостей.
А как же иначе, чем они хуже самих казахстанцев, а то “уят болады”! Влюбленные планировали день свадьбы, исходя из наличия мест в отдельно взятой тойхане. А еще нужно было встать в очередь и внести предоплату за несколько месяцев вперед.
Однако мировая пандемия коронавируса резко изменила ход жизни людей. Первым делом в Приуралье в марте прошлого года закрыли на карантин все увеселительные и прочие заведения с большим скоплением людей. Под строгим запретом оказались юбилеи, свадьбы, садака. Банкетные залы, рестораны, тойханы, рассчитанные на сотни посетителей одномоментно, наглухо закрыли свои двери. И если с ослаблением карантина какие-то заведения хотя бы на какое-то время открывались, то тойханы оказались под жестким табу. Никаких свадеб и поминок – таков девиз сегодняшнего дня, продолжающегося вот уже почти год. Владельцы столь специфичного бизнеса вынуждены были распустить работников и сами остаться почти у разбитого корыта.
С лета прошлого года рестораторы Приуралья обивают пороги соответствующих органов с просьбой о помощи. Решение главного санитарного врача области о запрете на возобновление деятельности заведений общественного питания с большим количеством посадочных мест они считают ущемляющим их предпринимательские права. Чтобы привлечь внимание общественности, они неоднократно проводили всевозможные собрания, ставя перед властями один и тот же вопрос: когда разрешат им работать? Свадьбы остались в прошлом: как будет выживать event-индустрия в условиях пандемии
Всего в Западно-Казахстанской области более 120 ресторанов и банкетных залов остаются закрытыми из-за ограничительных мер.
Недавно на заседании оперативного штаба аким области Гали ИСКАЛИЕВ поручил своим подчиненным в недельный срок разработать программу помощи рестораторам.
– Если владельцы приняли для себя решение, что даже в будущем, когда пандемия пройдет, перспективы работы кафе или ресторанов нет, то государство может им предложить несколько вариантов, как использовать их здания, – сказал руководитель ЗКО.
При этом из его уст прозвучали 3 варианта изменения ситуации. Либо бизнесмены отдают свои здания тойхан в аренду государству и получают за это определенную фиксированную арендную плату, или переквалифицируют их в детские кружки и спортивные секции, получая госзаказы, и, наконец, открывают собственное производство – какие именно, специальные структуры должны подсказать.
А как же быть с оставшимися без работы работниками ресторанов?
– Управление социальной занятости и защиты населения должно в течение недели выявить таких сотрудников. У нас есть краткосрочные курсы, можем бесплатно обучать людей новым профессиям, есть гранты на начало своего бизнеса, есть биржа труда, – резюмировал аким ЗКО.
Однако предложение руководства области переформатироваться подходит не для всех. Отделка из гипсокартона и натяжные потолки сразу же придут в негодность при открытии производственного помещения или спортзала, считают владельцы ресторанов. При этом предприниматели понимают, что в создавшихся условиях вряд ли стоит ожидать, что общество вернется к докарантинным реалиям и, вполне возможно, что пышные многолюдные свадьбы уйдут в прошлое, и тогда переформатизация и переквалификация станут делом времени. В это, конечно, с трудом верится, ведь даже сегодня в условиях строжайшего запрета наши люди продолжают тайно проводить свои торжества. И некоторые рестораторы, пытаясь заработать, идут на поводу людского тщеславия, запуская гостей через черный вход и накрывая пышные столы.
В благодарность гости и виновники торжества заранее скидываются на возможные штрафы, в случае если нагрянет грозный наряд проверяющих.
А то, что люди могут заразиться и умереть, об этом никто не задумывается.
УРАЛЬСК