Шпаргалки — вечны и непобедимы. Говорю об этом со знанием дела, потому что сам сталкивался с ними всю свою жизнь, причем, как говорится, «по разные стороны баррикад».
Вначале долго учился — школа, университет, аспирантура; затем — преподавал в вузе. И если в студенческие времена шпаргалка часто была моим верным другом, то в зрелые преподавательские годы я уже смотрел на нее, как на неизбежное и даже необходимое зло. Бороться с которым можно, но глупо. Поэтому лучше смотреть на это явление философски. Так что, сами понимаете, преподавателем я был весьма либеральным…
Недавно принялся «пытать» свою дочь, студентку: а какие у вас сегодня существуют шпаргалки? Оказалось, в данной сфере человеческой жизнедеятельности опыт и традиции идут рука об руку с молодежным энтузиазмом и современными технологиями. Студент без шпаргалки — не студент. Даже самый отличник из отличников хоть раз в жизни — да использовал шпору на экзамене.
Например, есть такая шпаргалка, которую условно можно назвать «коленка». Ее знали, наверное, еще наши дедушки и бабушки. Здесь важно иметь соседкой на экзамене хорошую знакомую девушку, а девушка должна иметь юбку. На ногах под юбкой пишутся мелким почерком различные даты, формулы и функции. Как только препод о чем-то задумается или отвернется — юбка приподнимается…
Метод этот имеет то преимущество, что в 99 процентах случаев препод, даже если и что-то заметит — под юбку девушке, конечно, заглядывать не станет. Но есть и недостатки — места на ногах не так уж много, да и мальчиков такая шпора часто просто отвлекает от экзамена. То ли на формулы смотреть, то ли на ножку…
Создание шпаргалки — это целое искусство. И, пожалуй, у каждого студента есть свои секреты. Но основные приемы уже стали известны давно и используются в каждом поколении студентов.
Один из надежнейших вариантов подготовки к экзамену — написание так называемых бомб, заранее подготовленных билетов. Но он требует очень много времени и не всегда срабатывает. Во-первых, преподаватели быстро «просекают» бомбы, а, во-вторых — не всегда знакомят студентов с точным порядком вопросов в билетах до экзамена. Да и на экзаменах часто предлагают писать ответ на листочках, где ставят штамп или свою роспись.
Самый простой вид шпаргалки — маленький листок бумажки, на котором мельчайшим, бисерным почерком пишутся нужные сведения. Часто длинную бумажку со шпорой складывают «в гармошку» — так компактней. Списать с такой шпоры у большинства преподавателей весьма сложно — ведь открыто на стол ее не положишь, приходится прятать под листком бумаги или в рукаве, за отворотом манжеты и т.д. Удобнее всего будет списать, если сесть в середине аудитории, чтобы у преподавателя не было прямой видимости шпоры. Иногда удается заложить такую шпору за чью-нибудь спину, но тогда нужно иметь хорошее зрение — мелкий почерк издали не всегда разберешь. Если преподаватель неожиданно повернулся и зашагал в твою сторону — стоит только дунуть и шпора летит в щель между партами. Ну, тогда остается надеяться уже только на свою память… Как уверяют современные студенты, удается списать почти в половине случаев или, по крайней мере, ухватить ключевые формулы или цифры.
Для юношей-студентов идеальный вариант утаить шпаргалку от преподавателя — спрятать ее в рукав пиджака. Причем прикрепляют шпору на резинке. Держат бумажку в ладони и списывают. А как только на горизонте показался преподаватель, просто отпускают ее, и шпаргалка самостоятельно «запрыгивает» обратно. Но здесь надо иметь определенный навык управления этим, достаточно сложным «механизмом»: шпоры на резинке должны прикрепляться в определенном порядке, а то еще достанешь не то, что надо… Словом, в этом случае нужно перед экзаменом потренироваться.
Но что мы все про дедовские методы! Современная техника позволяет студенту создавать «шпоры высоких технологий», если кто хоть что-то понимает в них. Взять обыкновенный калькулятор. Его сейчас использовать на экзамене часто разрешают. Но все дело в том, что сейчас есть не обычные счетные машинки, а почти компьютеры в маленькой пластиковой оболочке. Преподаватель смотрит — обычный калькулятор, а не знает, что в нем есть еще и записная книжка с введенным текстом ответов на вопросы. Списать с такой шпоры, особенно по тем предметам, где нужен калькулятор, удается почти всегда, причем у экзаменатора это не вызывает подозрения — разве что если студент очень увлечется списыванием, как с доски и зазевается. Тогда не исключен скандал, позорное изгнание нерадивого из храма науки и осенняя пересдача.
Еще об одном способе сдачи экзаменов. Берется мобильный телефон. Покупается к нему такая примочка, называемая «Hands free», которая представляет из себя один наушник, подключаемый к телефону. На проводе, идущем от наушника к телефону, имеется миниатюрный микрофончик. Все, техническое обеспечение готово. Но нужен еще один человек, свободный на время вашей сдачи экзамена.
Затем студент подключает все это, звонит (желательно заранее) своему напарнику, берет билет и, расположившись где-нибудь в центре аудитории, диктует вопрос в микрофон. Напарник на другом конце провода спокойно открывает тетрадь с лекциями или книгу и диктует ему ответ. Студент не спеша все записывает, собирает аппаратуру и идет отвечать по билету со спокойной верой в судьбу. Этот способ наиболее удобно использовать девушкам с длинными волосами. Хорошо, если дело происходит зимой. Тогда все провода и микрофончик прячутся под свитер, а всю эту «машинерию» не видно в длинных волосах. И экзамен проходит на ура.
Но преподаватели тоже не лыком шиты — сегодня на многих экзаменах мобильные телефоны запрещены, даже могут поставить разные «глушилки», чтобы сигнал до мобильника не доходил. Так что студентам стоит помнить правило: на технику надейся, а шпору готовь…
Так что же такое эти самые шпаргалки — беда учебного процесса или допустимое явление, на которое можно порой и закрыть глаза? Наверное, все же стоит избегать крайностей — истина где-то посередине. Как сказал один старый преподаватель: «Пусть они хоть во время подготовки шпаргалок книгу прочитают — все что-то в голове останется…»
Лавина знаний, полученных человечеством, давно уже погребла под собой возможности даже самых гениальных людей. Можно запомнить слово в слово всю Британскую энциклопедию (в прессе сообщалось об одном таком феноменальном человеке), но это, скорее, курьез природы.
Память обычного человека не может охватить огромного объема все новых и новых знаний и поэтому каждый специалист все глубже зарывается в свою «делянку». Он вынужден использовать различные вспомогательные инструменты для своей памяти — те же справочники, учебники, словари, компьютерные программы и многое другое. Сейчас важнее всего становится не запоминать все подряд — все равно это невозможно, а уметь быстро находить нужные сведения в различные источниках, будь это книга или виртуальное пространство. Парадокс? Нет, — закономерный итог развития нашей технической и технологической цивилизации, возможности которой уже значительно превосходят природные ресурсы отдельного человека.
Фото с сайта http://www.tereveni.org.ua