Тещина "карма" - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+17 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Тещина "карма"

Тещина "карма"

На этой неделе во многих странах мира отмечается международный День тещи.

  • 24 Октября 2007
  • 3656
Фото - Caravan.kz

Чаще всего его празднуют 26 октября, но в некоторых странах День тещи отмечают и 22, и 23 октября.
Зародился этот неофициальный праздник в США, в середине двадцатых годов прошлого века — вначале вроде шутки — как говорится: «Нет повода не выпить!», но потом постепенно привился, и год за годом распространился и на другие страны. Его отмечают в Англии, странах Латинской Америки, Европы. В этот день все домочадцы, и, прежде всего зять, должны вести себя по отношению к теще внимательно и предупредительно, исполнять ее желания, дарить подарки…
Может быть, это наивная попытка преодолеть извечный антагонизм между двумя членами семьи, сложные и неоднозначные отношения между которыми стали предметом шуток с тех пор, пока существует человеческий род…
Известный хрестоматийный случай: однажды Юрий Никулин устроил эксперимент. На людной площади, взяв в руки микрофон, объявил прохожим, что каждому, у кого сейчас есть с собой фотография тещи, он тут же, на месте, вручит немалую сумму денег. Распрощаться со своими кровными Никулину тогда так и не пришлось. Ведь носить в бумажнике фотографию любимой тещи у нас как-то не принято. Другое дело — придумывать о ней частушки и анекдоты.
А недавно я и сам провел похожий «эксперимент»: пристал к десяти своим знакомым мужчинам с вопросом: какие к у них отношения с тещей? Ответом в восьми случаях была выразительная «кислая» гримаса — нормально, мол, но сам понимаешь… Только двое сказали, что живут с тещей душа в душу, да и то у одного «дорогая мамочка» живет в другом городе.
Несть числа анекдотам про тещу и зятя, причем на всех языках мира, во всех культурах. Сложные, чаще неприязненные отношения тещи и зятя нашли отражение в кладези народной мудрости — пословицах и поговорках, созданных за тысячелетия. Вот, наобум, из Даля: «Был у тещи, да рад утекши», «Теща пышна, а против зятя не вышла», «У тещи карманы тощи», «Нет черта в доме — прими зятя!» — и прочее в том же роде…
Действительно — парадокс! Что же заставляет двух нормальных, часто даже прекрасно воспитанных людей относиться друг к другу чуть ли не с ненавистью, или, в лучшем случае — с холодной неприязнью? Ответ довольно банальный — обстоятельства. Волею судьбы, пожелавшей объединить парня и девушку, предусматривается, что после женитьбы у него появится не только жена, но и теща — представитель «враждебного» лагеря. Ведь она боготворит свою дочь, к своей «маленькой девочке» относится очень придирчиво. Каков ее супруг, как он относится к ее «сокровищу» — все это рассматривается под микроскопом. Что дает теще такое безоговорочное право выставлять столько требований к зятю?
«Зять — чтоб взять, а теща — что роща, ее хоть руби…», — говорит старая русская пословица. Бесчисленные случаи, когда неблагополучные отношения между зятем и тещей приводят к конфликтам и даже к распаду семьи, доказывают, что это проблема не надумана. В тех же США один зять даже протаранил свой дом на личном самолете, чтобы убить «достававшую» его тещу. Правда, ему не повезло: теща как раз отправилась по магазинам…
В то же время есть немало семей, где зять и теща сосуществуют мирно и даже дружно.
— Не будет преувеличением сказать, что эти два персонажа — существа как бы с разных планет, — считает семейный психолог Аида Мансурова. — Разный пол, как правило, разница в возрасте, во вкусах, привычках, суждениях, различный жизненный опыт, род занятий, взгляды на жизнь и ее ценности. Единственное, что объединяет этих двух людей, это третье лицо — дочь для одной и жена для другого. И борьба-то, собственно говоря, идет за влияние именно на нее. Если матери не по душе выбор дочки, если ей не нравится отношение зятя к ней, его поведение и роль в семье, а тот, в свою очередь, не одобряет ее постоянного вмешательства в их жизнь, желание руководить всеми их действиями и манипулировать дочерью, то тут хорошего не жди — взаимная неприязнь будет день ото дня расти, однажды чаша терпения переполнится, и агрессия хлынет через край, перейдя из скрытой формы в явную, открытую.
Как правило, в извечной семейной дуэли между тещей и зятем именно мамаша супруги идет в наступление первой. По статистике западных социологических исследований, она атакует зятя примерно в пять-шесть раз чаще, чем он ее. Как правило, зять ведет себя агрессивнее только в определенных случаях, а именно:
— если зять пьет;
— если теща откровенно враждебно настроена к нему;
— теща сверх меры давит на дочь и настраивает ее против мужа;
— у зятя патологически злобный, неуживчивый и вспыльчивый нрав.

В остальных случаях зять, как правило, ведет себя сдержаннее, чем теща, терпимее к ее нападкам, и практика показывает, что в этой своей сдержанности он сильнее, чем она в своей неуемной агрессии.
Говорят, что библейский Адам был самым счастливым человеком: у него не было тещи… Но обращение к древним временам показывает, что истоки неприязненных отношений между тещей и зятем сформировались еще во времена неолита. Ученые-этнографы, изучавшие народы, живущие еще в условиях родоплеменного строя, отмечали поразительный факт, целую систему табу (запретов), существовавших еще до недавнего времени в отношениях между этими двумя активными персонажами любой семейной жизни. В научной литературе эти табу известны под общим названием обычаев «избегания». «В истоках своих они были направлены против общения близких родственников, но потом этот очевидный в свое время смысл запрета утерял былую очевидность, и прежние запреты стали непонятными по своему происхождению», — писал в своей монографии российский ученый — этнограф академик А.Ф. Анисимов.
Вот, например, какова была жизнь зятя у кочевых киргизов еще в начале 20-х годов прошлого века, как ее описывали советские исследователи: «В некоторых семья убегание зятя продолжается до рождения первого ребенка. В это период зять не входит ни в юрту тещи, ни в юрту старших сестер жены. Если ему необходимо войти в юрту родителей невесты, он выбирает время, когда теща отсутствует. Зятю запрещалось смотреть в лицо теще. В ее присутствии ему полагалось сидеть, наклонив голову вниз. Зятю запрещалось сидеть близко к теще и даже близко проходить от нее. При встрече с тещей на дороге зять сходит с нее и ждет, пока теща пройдет. На место, где спит теща, зять не имеет право садиться в ее присутствии… Между ними не допускаются ни шутки, ни смех… Если теща с кем — нибудь шутит — зять должен выйти из юрты… Если она приедет в гости, зять убегает и живет в чужой юрте…». Причину таких запретов, которые зеркально повторяются в отношениях свекра и невестки, этнографы и палеопсихологи видят в главном: исключить возможность сексуальной связи этих лиц, возможный инцест — во имя нормального существования семьи и рода. И подобные запреты этнографы отмечают у всех отсталых народов — начиная от северных чукчей, юкагиров, нивхов и заканчивая племенами Австралии и Полинезии.
Классик этнографии Дж.Фрейзер в своей главной книге «Тотемизм и экзогамия» дает огромный фактический материал, который доказывает, что такие жесткие запреты существовали среди всех культурно отсталых народов земного шара. Табу эти соблюдались чрезвычайно строго, нарушение их каралось в большинстве случаев смертью. Изгнанием или общим остракизмом виновных.
Мудрено ли, что после веков такого «угнетения» зятья в своем большинстве не испытывают к тещам слишком теплых чувств? И не лежат ли истоки этой алогичной нетерпимости именно там, в недостижимой глубине веков, как слабый след тех древних тотемных запретов?
Условия жизни человечества кардинально изменились, и древняя острота противостояния между затем и тещей потеряла свои актуальность и накал. Каждый человек становится все более независим от своего окружения, в том числе — и от семейного. Но «холодок» сдержанной неприязни и настороженности в отношениях, в громадном большинстве случаев, остался. И инициатива американцев, учредивших День тещи — это попытка избавить нас всех от древнего наследия дикости, которое все еще живет в нашей культуре и поведении.
И тещам, и зятьям, избавленным сегодня от необходимости жить вместе, чтобы только выжить, можно пожелать лишь терпимости и понимания. Но тещам — в первую очередь, поскольку они старше и опытнее в жизни.
«У кого хороший зять, тот нашел сына, у кого плохой — потерял дочь», — это звучит куда более вдохновляющее, чем иррациональные традиции вековой неприязни между тещей и зятем…