“Жена получила за язык”, “Выпил, мы поскандалили, ударил…”, “Денег нет, в семье постоянные ссоры, не сдержался…” – так оправдывают домашние драки “кухонные бойцы”.
Впервые в регионах Казахстана проходят встречи с агрессорами, которые состоят на профилактическом учете в полиции за “совершение правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений”. Специалисты объясняют последствия “кулачных” разборок, дают абьюзерам практические рекомендации – как снять напряжение и куда обращаться за помощью?
“Надо работать с источником угрозы”
Ситуация в стране с домашним насилием критическая! И об этом красноречиво говорит количество защитных предписаний, выданных абьюзерам по решению суда за 7 месяцев 2021 года. Печальным лидером здесь является Восточно-Казахстанская область – 6 442 документа. В Карагандинской области – 5 248, Костанайской – 4 890, Нур-Султане – 4 740, Павлодарской области – 4 088, Алматы – 3 460, Алматинской области – 3 103, Актюбинской – 2 904 предписания.
За каждым из них стоит судьба женщины, подвергшейся физическому насилию, которой пришлось обратиться в полицию и довести дело до суда. А сколько еще тех, кто годами терпит побои и проживает под одной крышей с тираном!
Встречи с обидчиками женщин проводятся по инициативе ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана” и при поддержке МВД РК, в онлайн- и офлайн-форматах.
Всего этой работой в рамках социального проекта “Разработка и реализация мер по совершенствованию деятельности кризисных центров, профилактике семейно-бытового насилия и работе с агрессорами” будет охвачено более 300 абьюзеров.
– Мы применяем практические методы работы с такими мужчинами, – говорит президент ОФ “Институт равных прав и равных возможностей Казахстана”, руководитель проекта Маргарита УСКЕМБАЕВА. – В частности, разработана “Инструкция по работе с агрессорами”. Она ориентирована на помощь сотрудникам полиции при работе с мужчинами и пострадавшими женщинами. В ней представлены теоретические наработки, имеющиеся в отечественной и зарубежной теории, практике, обучающий и методический материалы по работе с абьюзерами.
К сожалению, в стране вообще отсутствует подобная система, она в зачаточном состоянии.
– Из опыта работы приюта для жертв бытового насилия “ARASHA” (социальный проект фонда, работает в Алматы с 1 июля 2017 года) я понимаю – мало просто помочь женщине, дать ей кров на 6 месяцев, ее детям, накормить, одеть, оказать психологическую, медицинскую помощь. Этого недостаточно, пока не будет проведена работа с агрессором – источником угрозы, – продолжает Маргарита Ускембаева. – На примере приюта мы видим, что более 40 процентов женщин – жертв бытового насилия, возвращаются в свои семьи, к супругам-агрессорам. Бывает, муж обещает исправиться. У половины из этих 40 процентов жизнь складывается, у второй половины – нет.
“Рэмбо”, “прапорщик”, “террорист”…
В инструкции дается описание последовательности действий сотрудников полиции на месте вызова по факту семейно-бытового насилия. Описаны стратегии поведения агрессора, предложены специальные анкеты для абьюзеров, например, на выявление опыта насилия в их жизни, “опросник агрессивности”, анкеты для жертв бытового насилия, свидетелей домашних сцен.
Также разработчики выделяют ряд характерных черт представителей мужского пола, имеющих склонность к агрессивным действиям. И дают классификацию типам агрессоров: “эксперт”, “Рэмбо”, “унижающий”, “прапорщик”, “террорист”, “корыстный агрессор”, “немотивированный агрессор”.
Считаем, наши читатели тоже должны иметь об этом представление. Как не связать свою жизнь с абьюзером и не нарваться на психопата
Так, “эксперт” считает себя главным во всех вопросах, не воспринимает критику в свой адрес и не принимает мнения других. Это менее агрессивный тип.
Мужчина “унижающего” типа психологически терроризирует партнершу, не повышая голоса. Достает ее бесконечной чередой болезненных “уколов”, иногда смешанных с мелкими актами насилия, которые не наносят физического ущерба, но психологически причиняют ущерб. Характеризуется чрезмерной жестокостью.
“Прапорщик” критикует всё: одежду, внешность, друзей партнерши, вмешивается в ее личные и профессиональные дела, читает почту, просматривает телефон. Имеет склонность к постоянной ревности. Отношения с таким мужчиной приводят к физическому насилию, которое может привести к серьезным травмам, предупреждают специалисты.
“Рэмбо” – агрессивный тип, у которого полностью отсутствует чувство сопереживания, уважения к женщинам. Психологически травмирован в детском возрасте, потому лучшим способом защиты считает применение физической силы.
Еще один тип агрессора – “террорист” – удерживает своих партнерш в страхе при помощи угроз, гипертрофированных намеков и действий, каждый раз пугая, что может их покалечить или убить. В отличие от остальных типов мужчин-агрессоров, применяет методы садизма. Женщинам очень трудно разорвать отношения с таким типом, подчеркивают эксперты.
“Корыстный агрессор” атакует других людей ради достижения собственных целей любыми способами на всех уровнях (поведенческом, психоэнергетическом, духовном).
“Немотивированный агрессор” – тип мужчин, нападающий на других без конкретной корыстной цели, порой даже во вред себе. Так часто ведут себя подростки-хулиганы, фанаты рок-групп, болельщики футбольных команд, устраивающие побоища после неудачных матчей.
Среди факторов, усиливающих агрессию, разработчики инструкции указывают чрезмерное использование психоактивных веществ, сложные условия воспитания, такие как наличие психотравмирующих ситуаций, просмотр сцен насилия, страсть к компьютерным играм, проблемы личностного характера (во взаимоотношениях с супругом, трудности в интимной жизни, отсутствие партнера, постоянное чувство одиночества и безысходности, депрессия). А также – хроническую усталость, недостаток сна, переутомление. И, наконец, нервные и психические расстройства (шизофрения, эпилепсия, менингит и травмы головного мозга).
“Многие выразили желание поработать с психологом”
– Вместе с психологом участники тренинга проделали упражнения, направленные на выход из агрессивного состояния, – рассказала менеджер проекта по Западно-Казахстанской области Альфия ШАМАЕВА. – После в своих комментариях многие выразили желание поработать с психологом, и, знаете, это большой прогресс, ведь обычно мужчины боятся даже вслух произнести слово “психолог”. Писали агрессоры и о том, что некоторым из них остро нужна помощь в трудоустройстве. Говорили, что женщины должны уважать мужчин, дескать, тогда не будет в доме скандалов. Во время тренинга мне позвонила очередная жертва. Она попала в больницу с черепно-мозговой травмой. Я соединила пострадавшую с кризисным центром, дала номер инспектора подразделения по борьбе с насилием. Так что над этой проблемой в регионах, городах еще работать и работать. Как с женщинами, так и с мужчинами.
АЛМАТЫ