Посторонним вход разрешен
– Вы на арт-завод? Проходите!
Удивительно, но в столице, оказывается, есть место, где у тебя не спрашивают удостоверения личности. Более того, охранник добродушно пропускает меня на территорию старейшего действующего предприятия, не спросив документов! Именно этого – свободы во всем, в передвижении, взглядах и творчестве – изначально искала основатель арт-завода “Гидра” Индира МАХМЕТОВА:
– В 2015 году я загорелась идеей запустить мультифункциональное арт-пространство, арт-кластер в столице, причем именно на индустриальной территории, где собирались бы ремесленники, художники, дизайнеры, архитекторы и другие творческие люди.
В поисках такой зоны команда арт-завода консультировалась со старожилами-целиноградцами. Но, как выяснилось, с момента приватизации фабрик и заводов не осталось ни одного помещения, даже заброшенного, на балансе города.
Решение и формат подсказал архитектор, заместитель гендиректора НИПИ “Астанагенплан” Арсений Пирожков, он порекомендовал обратиться к руководству насосного завода, где один из цехов оказался свободным. Именно Пирожков обратил внимание на мировой опыт использования индустриальных пространств для развития арт-кластеров в крупных городах и столицах.
– Помню, мы миновали проходную завода и увидели здание с вывеской “Музей” (здесь когда-то располагалась экспозиция предприятия). Сразу почувствовали – это то, что мы искали! – вспоминает собеседница “Каравана”.
Символы и смыслы
И не ошиблись, со временем руководство завода дало добро на открытие творческой локации и свободный вход для гостей “Гидры”.
– Почему именно это название? Во-первых, “Гидру” мы выбрали в знак благодарности к истории этого места, даже в логотипе арт-завода закрепили капли воды. Мы хотим быть мостиком между старым и новым, ведь у самого предприятия очень интересная история. Объект появился в тогда еще Акмолинске после эвакуации станкостроительного завода из украинского Мелитополя в 1941 году.
В 1946 году его переконверсировали с производства снарядов на изготовление мирной продукции – промышленных насосов для агрессивных сред. Завод не простаивал ни одного дня своей истории: ни во время Великой Отечественной войны, ни в период распада СССР, перестройки и приватизации (кстати, предприятие получило свидетельство № 1 о приватизации работниками). И сегодня успешно работает, отправляет продукцию, в том числе на экспорт, – рассказывает Индира Махметова и показывает на литейный цех, который виден из окна арт-завода.
Также возникает аллюзия к Древней Греции, в этом контексте “Гидра” символизирует многовекторность арт-пространства.
– Каждый, кто приходит к нам, чувствует себя свободно, ведь мы не выставляем рамки, не говорим, куда идти. Вы в любую секунду можете ощутить себя внутри искусства, – отмечает создатель арт-завода.
А создавать это ощущение Индире помогают координатор арт-завода и гид выставки Аньес Акатаева, Данияр Махметов, Илгар Бехбудов, недавно к команде присоединилась известный дизайнер Айка Алеми.
На языке искусства
Открытие арт-завода провели в формате городского пикника, куда могли прийти все желающие.
– Мы пригласили музыкантов, организовали мастер-классы для взрослых и детей, пекли и раздавали тандырный хлеб. Действие происходило в окружении работ скульптора Валерия Пирожкова, автора многих культовых работ в столице, и фотоколлажей Андрея Пилипенко. Мебель на арт-завод мы завезли такую, которая быстро форматируется под любое мероприятие, – рассказывает основательница “Гидры”.
В интерьер арт-завода гармонично вписалось старое заводское пианино, до того пылившееся на складе. “Гидровцы” отремонтировали инструмент, пригласили известного настройщика Виктора Лакса, который вдохнул в него новую жизнь. Здесь же барабаны, на которых публика может поиграть.
– А еще в нашем арт-пространстве резидентствуют 2 театра – бывший “Аттракцион” и “Revolution”. Гостей ждут репризы, спектакли с трансляцией субтитров на английском, что позволит охватить большую англоязычную аудиторию. Впрочем, язык искусства, живописи, музыки, танца, не требует перевода, – отмечает Индира Махметова.
Абай и компания
На днях в “Гидре” завершилась выставка работ Рашида Нурекеева “Шүкір, жақсы тұрамыз”, проведенная галереей “Tse Art Destination”. Инсталляции, живописные и коллажные полотна, скетчи мастера передают сюжеты нашего недавнего прошлого, времени СССР и его развала, рождения независимой страны.
– Автор воздерживается от популярных объяснений из серии “Что я хотел сказать” и дает свободу интерпретаций произведений зрителю, приглашает его в соавторы. Рашид Нурекеев оставляет в работах множество закодированных культурных сообщений. Одни из них легко считываются, другие требуют глубокого погружения в контекст времени, – говорит Аньес Акатаева.
Смешение мыслеформ, метафор, абстракции и мифических вымыслов, соединенных с реальностью – разрозненные, на первый взгляд, идеи у художника объединены в общую композицию и концепт.
– В работе “Колесо” автор запечатлел козу, символ традиционного уклада сельской жизни, и шину, знак индустриализации. В современном мире эти 2 начала пересекаются, но не всегда получается сбалансированное влияние.
А вот произведение 2019 года “Снеговик”, где герой является символом глобализации: на голове у него казахский айыр-колпак, расписанный славянскими узорами, на шее – красно-белый шарфик, напоминающий о католическом Рождестве, – рассказывает Аньес.
На другом полотне Рашид Нурекеев фокусируется на традициях своего народа: из бабушкиных сундуков вынимаются осколки украшений и предметов быта. Притягивает взгляды портрет Абая, актуального во все времена. Художник слегка модернизировал внешний вид великого мыслителя, а на шапке поэта запечатлена надпись “It’s all” (“Это всё”, в переводе с англ.).
– Интересна серия работ “Айтыс”, созданная на проржавевших листах жести. Как известно, это крайне недружелюбный материал, который режет руку и глаз, отталкивает. Но “жестяные” произведения Нурекеева, напротив, притягивают заложенными в них глубокими посылами, как и в работе “Тесак”. Лично у меня это произведение вызывает ассоциации со средневековой Британией, где крестьянам запрещалось иметь мечи и холодное оружие, так власти надеялись предотвратить восстание против феодальных лордов. Но народ обошел запреты, начав ковать кухонные ножи, которыми впоследствии и были свергнуты власть имущие, – рассказывает Аньес Акатаева.
Антураж экспозиции прекрасно дополнили вороны на люстре и полу арт-завода. В этом образе прослеживается отсылка к знаменитым “Птицам” Аристофана. Вписался в выставочную среду и “Кабинет министров”, ассорти из музыкальных инструментов, создающее какофонию, символизирующий хаос и разрозненность действий чиновников по принципу “кто во что горазд”.
Регулярно в стенах арт-завода проходят кинопоказы. А в недавние выходные в “Гидре” прошла выставка локальных брендов. Два дня местные художники, ювелиры, дизайнеры, ремесленники, социальные предприниматели знакомили столичную публику со своими работами, которые можно было приобрести, тем самым поддержав отечественного производителя из креативной индустрии.
НУР-СУЛТАН