Территориальная оборона: есть ли шансы на успех? - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+19 °C
Алматы
2024 Год
22 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Территориальная оборона: есть ли шансы на успех?

Территориальная оборона: есть ли шансы на успех?

Взаимодействие республик-членов Содружества Независимых Государств на всех этапах своего построения и функционирования проходило сложно, с большими пробуксовками, как в экономической, так и в политической областях.

  • 27 Апреля 2004
  • 4233
Фото - Caravan.kz

И если по некоторым экономическим параметрам многие республики достигли значительных успехов, то в политической сфере взаимоотношения как между республиками, так и внутри многих стран-членов СНГ в настоящее время нельзя назвать стабильными.
Это в первую очередь обусловлено тем, что, располагая достаточно полной системой координирующих органов, содружество по своей эффективности заметно отстает от соответствующих органов таких организаций, как ЛАГ, НАТО и др.
Нестабильная политическая ситуация в Центрально-азиатском регионе не позволяет в должной мере говорить о действенном межгосударственном механизме защиты членов СНГ.
Фактически каждое государство Центральной Азии, впрочем, как и все остальные члены содружества, столкнулось с необходимостью при обострении политической ситуации в регионе рассчитывать в первую очередь на свои собственные силы, которые за период становления государственности претерпели значительные изменения, направленные не в лучшую сторону.
При реформировании вооруженных сил Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан сделали ставку на повышение профессионализма военнослужащих. Но при массовом оттоке офицерского состава и непопулярности службы в армии, центрально-азиатские республики столкнулись с необходимость внести коррективы в оборонную политику. В результате чего стал актуализироваться процесс создания подразделений территориальной обороны.
Жизнеспособность данного вида защиты оценили во многих государствах-членах СНГ.
Так, в Федеральном законе Российской Федерации «Об обороне» в статье 22 п. 1 «Территориальная оборона» четко обозначены контуры данного мероприятия: «территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов чрезвычайного положения и военного положения.».
В Беларуси в 2002 году на комплексном оперативно-тактическом учении с Северо-западным оперативным командованием «Березина — 2002» власти в полной мере смогли прочувствовать всю тяжесть и сложность решаемых задач. Практическая отработка мероприятий территориальной обороны в условиях приближенных к боевым, позволила скоординировать действия гражданских структур с военными подразделениями.
По сообщениям представителя оперативного управления Главного штаба Вооруженных сил Беларуси, целью создания новых формирований станет обеспечение безопасности регионов страны.
В Казахстане теме территориальной обороны также было уделено значительное внимание со стороны вооруженных сил и представителей исполнительной власти. В Военной доктрине, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 2000 года, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование системы обеспечения военной безопасности Республики на этапе становления суверенного государства.
В настоящее время с учетом возникновения новых угроз безопасности страны и появления новых средств вооруженной борьбы меняется и характер современных военных конфликтов. В связи с этим Казахстан вынужден вести свою политику национальной безопасности с учетом изменившихся реалий.
Оборона страны предполагает вооруженную защиту Республики Казахстан, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, осуществление гражданской и территориальной обороны.
Итак, что собой представляет территориальная оборона в Республике Казахстан?
По одному из определений территориальная оборона — это совокупность согласованных и взаимосвязанных по задачам и способам выполнения государственных мероприятий. Они осуществляются Правительством Республики Казахстан в целях защиты участков государственной границы, важных объектов и коммуникаций, населения. Предотвращения (срыва) планируемых или проводимых разведывательных, десантных, специальных операций (действий) противника, разгрома (ликвидации) его диверсионных и войсковых группировок, а также установления и поддержания режима военного положения на территории всей страны или в отдельных ее местностях (районах).
Интересен тот факт, что территориальная оборона Республики Казахстан осуществляется по территориально-зональному принципу, то есть в каждом населенном пункте будут свои подразделения территориальной обороны.
Немаловажным является и то, что командовать этими полугражданскими, полувоенными соединениями будут гражданские лица — представители исполнительной власти, которые в большинстве своем являются офицерами запаса, не проходившими действительную воинскую службу в вооруженных силах.
Справедливости ради стоит отметить, что в течение прошлого года во всех четырех округах (ныне региональные командования) прошли учебные сборы с представителями местных органов государственного управления, где они получили определенные знания по вопросам организации территориальной обороны.
Но в ходе сборов участники ознакомились лишь с концепцией мобилизации в Республике Казахстан и организацией проведения боевой организации формирований территориальной обороны. А между тем основными задачами территориальной обороны являются:
прикрытие и оборона сухопутных участков государственной границы и морского побережья;
охрана и оборона объектов военного и государственного значения, а также объектов на коммуникациях;
борьба с десантными и диверсионными силами;
прикрытие и оборона назначенных рубежей;
обеспечение поддержания режима военного положения на территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях.
Вроде бы все правильно и солидно. Однако появляется немало вопросов. Например, дублирование задач. На Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан возлагается охрана и защита государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, а также участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков.
На Внутренние войска Министерства внутренних дел — охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьба с незаконными вооруженными формированиями, обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения в районе конфликта.
Учтем тот факт, что в Пограничной службе КНБ РК и Внутренних войсках МВД РК служат профессионалы, а в подразделения территориальной обороны будет набираться личный состав из людей, негодных к строевой службе в мирное и военное время.
Становится непонятно каким образом бороться с диверсионными силами будут пенсионеры и люди старше среднего возраста. Ведь ясно, что в составе диверсионных и десантных групп противника будут находиться не просто специалисты, а высококлассные профессионалы способные в короткий промежуток времени выполнить поставленную задачу в тылу врага. А если охранять и оборонять объекты военного и государственного значения будут пенсионеры… Возникает большое сомнение в действенном отпоре силам противника со стороны жителей республики.
С другой стороны, если подразделения территориальной обороны будут заниматься реализацией поставленных перед ними целей, то чем будут заниматься другие подразделения, в составе которых имеются профессионально подготовленные кадры, и у которых те же задачи?
Чрезвычайно интересен список государственных органов власти, осуществляющие функции по территориальной обороне:
Правительство Республики Казахстан;
Министерство обороны Республики Казахстан;
Командование и штабы региональных командований Вооруженных Сил Республики Казахстан;
Областные (городские) органы военного управления;
Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;
Республиканская гвардия;
Агентство Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям;
Центральные исполнительные органы.
При наличии такого значительного списка контролирующих и координирующих органов создается вероятность ситуации, когда возникнет двоевластие, троевластие и т.д.
На особый период начальники зон территориальной обороны в установленном законодательством порядке формируют:
резервные полки (батальоны) для выполнения задач в оборонительной операции согласно плану применения Вооруженных Сил Республики Казахстан;
полки (батальоны) территориальной обороны, отдельные стрелковые подразделения и отряды в интересах выполнения задач территориальной обороны в зоне (районе).
Вполне вероятно, что у начальников будут военные советники, однако если учесть отсутствие опыта мобилизационной работы, а также отсутствие в большинстве случаев у руководства срока прохождения службы в вооруженных силах — создается нелицеприятная картина. А если еще вспомнить, что на последних учениях «Сары-Арка — 2004» многие начальники сил территориальной обороны (являющиеся представителями местных органов власти) только обозначили свое присутствие, направив своих заместителей, то прогнозы на перспективу, мягко говоря, неутешительны.
Не стоит сбрасывать со счетов историю: когда похожие подразделения обороняли от «белых» и анархистов различные объекты молодой Советской республики, имеющие государственное значение. Тогда оборона не смогла обеспечить безопасность советских учреждений, организаций и территорий и по решению Совнаркома была расформирована, уступив место более действенным институтам защиты.
Но та же история показывает, что подобное направление (создание сил территориальной обороны) избрали многие государства Европы: Австрия, Германия, Италия, Польша, Франция и другие.
Становится очевидным, что при начале военных действий в Казахстане каждый десятый казахстанец должен будет надеть военную форму. Кстати, войск в Казахстане сейчас не так уж и много: сегодня численность казахстанской армии равна 74 тысячам человек, хотя несколько лет назад цифра была иной — 120 тысяч. В свою очередь территориальная оборона — это около 1,5 миллиона вооруженных человек, которые в определенный срок могут быть поставлены «под ружье».
При актуальности самой тематики территориальная оборона пока не может стать действенным отпором силам, способным дестабилизировать внутриполитическую ситуацию как в одном отдельно взятом государстве, так и в регионе в целом.